Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона




Объяснительное чтение, система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О ч предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе

О ч возникло в рус школе в 50-60-х гг 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста В 50-е гг 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как средство практич обучения языку и подготовки учащихся к пониманию грамматики (Ф И Буслаев) В 60-х гг перед О ч, наряду с обучением школьников языку, была поставлена задача обучения их сознательному чтению, а также сообщения путем чтения реальных знаний (К Д Ушинский, H Ф Бунакови др)

Определение задач и практич решение вопросов методики О ч в отеч пед литре принадлежит Ушинскому Он первым включил в свои хрестоматии "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) статьи естеств -ист содержания и произведения классич рус лит-ры, разработал методику чтения науч -популярных и худож текстов Ушинский указывал, что при чтении науч -популярных текстов надо больше внимания уделять логич разбору ("логическое чтение"), развивать логич мышление детей Цель чтения худож текстов - обучение выразит чтению, усвоение норм языка и воспитание чувств детей ("эстетическое" чтение) Ушинский предостерегал учителей от излишеств в объяснениях текста, считал, что подготовку к чтению и связь нового текста с предыдущим следует осуществлять в предварит беседе Вопросы к прочитанному должны быть немногочисленными и носить развивающий характер В хрестоматии Ушинский включал статьи, предполагавшие предшествующее и сопутствующее рассмотрение предметов (как правило, эти статьи располагались перед худож текстами) В последующие годы рус методисты развивали методику О ч, в частности, положения Ушинского о значении худож текстов в обучении и воспитании (Н Ф Бунаков, В И Водовозов), развитии логич мышления (Д И Тихомиров), о наглядности обучения (В II Вахтеров) и т д

В 80-90-х гг О ч в нар школе превратилось в словотолковательное чтение, уводившее учащихся от содержания текста и тем самым затруднявшее целостное восприятие произведения В нач 20 в педагоги и методисты (Вахтеров, В II Шереметевский и др) отстаивали за нар школой право давать учащимся реальные знания и обучать осознанному чт ению

В совр школе отд приемы О ч используются при работе с худож и чаще науч -популярными текстами в нач классах Важнейшими принципами являются опора на личный опыт детей и расширение его в процессе чтения, использование наблюдений детей за природой и жизнью общества, сознательность и активность восприятия учащимися читаемого, наглядность обучения Как часть предмета "Родной язык и литература" оно имеет свои специфич задачи обучение навыкам чтения, приемам анализа текста, способам самостоят добывания знаний из книги, развитие речи (преим устной) учащихся, их творческого воображения и др

О ч используется уже в период обучения грамоте по букварю, затем - по "книгам для чтения" с привлечением доп лит-ры Понимание текста произведения достигается также путем анализа его содержания, композиции и языка Для усиления эмоционального впечатления

на ученика худож. произведение вначале прочитывается без комментариев, затем задаются вопросы, выясняющие понимание прочитанного. В предварит, беседе (если она необходима) выясняется значение слов, необходимых для восприятия содержания, актуализируются наблюдения детей, их личный опыт, даются нек-рые пояснения об обстановке, месте действия и т. д. При повторном чтении про себя или вслух всего произведения или отдельных его частей (т. н. выборочное чтение) углубляются восприятие и понимание прочитанного, учащиеся обучаются выразительному чтению и пересказу текста (сплошному, сжатому, выборочному, творческому), составлению плана прочитанного.

О. ч. науч.-популярных произведений используется для расширения кругозора учащихся. Вопросы учителя способствуют формированию у учащихся представлений и понятий, приводя их к выводам и обобщениям. Как правило, при чтении науч.-популярных текстов (особенно природоведч. характера) широко применяются разл. средства наглядности, чтение текстов обществ.-ист. характера сочетается с рассказом учителя и демонстрацией пособий. В методике О. ч. важное место отводится самостоят, чтению учащихся и работе над текстом на уроке. Чтение текстов связывается с наблюдениями учащихся, полученными на уроках природоведения, истории и др.

 

 

15. КАЧЕСТВА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.