КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика и прогнозирование ошибок
Классификация ошибок Значение и место работы над ошибками Наилучшее обучение правописанию в его идеальном варианте должно обходиться без ошибок. Нередко можно услышать призывы строить обучение письму так, чтобы изначально исключить ошибочные написания. Например, предлагают до тех пор, пока не переходить к самостоятельному письму или диктантам, пока дети не овладеют стопроцентно правильным письмом, хотя бы в варианте списывания. Пока не удается в обучении грамотному письму обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, т.е. их диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения. Ошибки учащихся классифицируются по нескольким основаниям: 1.По разделам орфографической системы: · Ошибки в обозначении звуков (точнее, фонем) буквами; · Ошибки в слитно-раздельных написаниях; · Ошибки в переносе слов со строки на строку; · Ошибки в употреблении заглавных и строчных букв; · Пунктуационные ошибки; · Каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв; · Ошибки, не относящиеся к правописанию: речевые и пр. Самая многочисленная группа - первая; в нее входят все случаи проверки слабых позиций фонем в корне слова, в приставках, суффиксах и окончаниях, а также все случаи традиционных, непроверяемых написаний слов. Остальные типы ошибок также связаны с нарушениями тех или иных правил правописания. Для понимания многократной природы допускаемых детьми ошибок следует учитывать и другие основания их классификации. 2. По причинам допускаемой ошибки: · Ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста; · Ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем (на стыке морфем); · Ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм, например, в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных; · Ошибки, возникшие в результате плохого ориентирования в структуре предложения, например пунктуационные; · Диалектные ошибки; · Ошибки, порожденные орфоэпическим произношением; · Ошибки, идущие от просторечия, жаргонов и других ненормативных влияний; · Ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью; · Ошибки памяти (в непроверяемых словах); · Ошибки от неточного владения правилами, нарушения алгоритма проверки; в последнем случае очень важно установить, на каком шаге алгоритма допущена ошибка; · Ошибки от неправильной догадки, от переоценки своего языкового чутья; как известно, случайная догадка, по теории вероятности, дает 50% правильных решений, в этом заключается опасность; · Ошибки из-за невнимания, случайные замены, описки. 3. Ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации, - следствия несоблюдения: · Морфологического и фонематического принципа; · Традиционно-исторического принципа; · Принципа дифференцирующих написаний; · Структурно-синтаксического принципа пунктуации; · Смыслового (логического) или интонационного принципа. 4. По частотности (при определении частотности ошибок необходимо учитывать частотность орфограмм определенного типа в тексте): · Ошибки частотные, характерные для многих учащихся; · Ошибки индивидуальные. 5.Грубые и негрубые ошибки. К числу негрубых ошибок относят те из них, которые допущены на неизученные правила, в словах усложненного состава, труднодоступной этимологии, в редко употребляемых словах из числа непроверяемых, а также не актуальные для начальной ступени обучения. Так, искажения и замены букв в 1 классе считаются грубыми, а в 3 - 4 - негрубыми. Классификация ошибок служит основой для исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения. Диагностика - это исследование причин как отдельной, индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учениками или даже большинством. В процессе анализа ошибок и их причин учитель опирается на признанные типологии и использует свои, новые критерии. В результате анализа строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозируется дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы. В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам. На основе анализа и статистических обобщений установлено, что в начальных классах самыми частотными оказываются: · Ошибки на безударные гласные, преимущественно в корне слова, на употребление звонких и глухих согласных; Ошибки на правописание гласных и согласных в непроверяемых словах (слабые позиции фонем); · Ошибки от слабой орфографической зоркости, от неумения увидеть орфограмму. Много ошибок на жи, ши, ча, ща, чу, щу: у детей сильна тенденция писать по произношению. Нередки ошибки в написании безударных падежных и личных окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов, в слитном или раздельном написании предлогов, приставок. Бывают и такие случаи, когда статистика показывает неожиданные «скачки»: например, ошибки в употреблении заглавной буквы. Следующий этап диагностики - выяснение причин массовых ошибок. Так, в результате анализа выясняется, что причины ошибок квалифицируются так: первое место- бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова; вторая - слабая зоркость: ученик не видит орфограмму, не слышит безударного гласного; третья причина: ученик плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня в слове. У каждого типа ошибок - свои причины, и очень важно, чтобы сам ученик, допустивший ошибку, понял ее причину. Это существенно повышает осознание познавательного процесса самим учеником.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |