Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 19




Вопрос № 3. Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, раскройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отравлений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?

Вопрос № 2. Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия растений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т.п. в сохранении биоразнообразия.

В настоящее время известно около 500 тыс. видов растений. Они очень разнообразны: одноклеточные водоросли, многоклеточные: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Растения можно встретить повсюду: в почве, воде и воздухе; в лесу, тундре и пустыне; поле, на лугу и на скалах. Значение растений в поддержании устойчивости биосферы огромно. Только растения – автотрофные фотосинтетики способны преобразовывать солнечную энергию в энергию химических связей, образуя органические вещества из углекислого газа и воды, т.е. являясь продуцентами биомассы. Растения являются первым звеном любой пищевой цепочки. При фотосинтезе образуется кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов. Разнообразие растений способствует разнообразию животных. Деятельность человека приводит к сокращению видового разнообразия растений. Активно вырубаются леса, для получения новых земель под пашни распахиваются степи и луга, осушаются болота, вытаптываются травы, вырубаются кустарники, происходит массовый сбор лекарственных и просто красивых растений, возникают лесные пожары и т.д. Для того чтобы сохранить образцы растительного мира в их естественном виде, создаются заповедники и национальные парки – территории, полностью исключённые из хозяйственного использования. Для того чтобы сохранить редкие виды, вывести новые сорта растений, создаются ботанические сады. В них учёные создают коллекции растений всего земного шара.

Пищеварение включает в себя механическую переработку пищи, её химическое расщепление с помощью пищеварительных ферментов, всасывание питательных веществ и выведение из организма непереваренных остатков. Все эти процессы идут в пищеварительном тракте, в нём различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, там зубы измельчают пищу и происходит расщепление углеводов под действием ферментов слюнных желез: амилазы, мальтазы. Ферменты слюны активны только в щелочной среде. В состав слюны входит лизоцим – вещество, убивающее микробы. В желудке под действием фермента пепсина и в присутствии соляной кислоты расщепляются белки до аминокислот. Фермент липаза расщепляет жир молока. В начальном отделе тонкого кишечника – двенадцатипёрстной кишке на пищу действует поджелудочный сок. Он содержит ферменты, действующие на разные виды пищи: липазы на жир, амилаза на углеводы, трипсин на белки, нуклеазы на нуклеиновые кислоты. Железы тонкого кишечника выделяют кишечный сок, содержащий множество ферментов. Дальнейшее переваривание пищи, и всасывание питательных веществ происходит в тонком кишечнике. В толстом кишечнике всасывается вода. Там же находятся бактерии-симбионты, которые подавляют развитие опасных для человека бактерий, синтезируют витамины и способствуют перевариванию пищи. При приёме больших доз антибиотиков эти бактерии погибают и развивается тяжёлое состояние – дисбактериоз. При попадании в организм недоброкачественной пищи может произойти пищевое отравление, появляется тошнота, рвота, понос, головная боль. Необходимо промыть желудок и очистить кишечник. При кишечных инфекциях заражение происходит через рот, чаще с пищей и водой. Профилактика – соблюдение мер личной гигиены, содержание в чистоте кухни, оборудования, соблюдение правил хранения пищевых продуктов.

Гепатит – это воспаление печени, вызываемое вирусами А, В и С. При гепатите повреждаются клетки печени, что может привести к циррозу печени и гибели человека. Вирус гепатита А передаётся пищевым путём, вирусы гепатита В и С через кровь. Профилактика – личная гигиена, стерильные медицинские инструменты, вакцинация.

Вопрос № 1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.

В системе органического мира человек занимает следующее положение:

Царство Животные, Тип Хордовые, Подтип Позвоночные, Класс Млекопитающие, Подкласс Плацентарные, Отряд Приматы, Подотряд Человекообразные обезьяны, Семейство Люди, Род Человек, Вид Человек разумный.

Человек имеет животное происхождение и общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами. Это подтверждают общность строения скелета, конечностей, всех основных внутренних систем, внутриутробное развитие зародыша, наличие млечных желез, диафрагма, общие болезни.

Наряду со сходством человек имеет ряд особенностей, отличающих его от животных. Прямохождение, S – образная форма позвоночника с четырьмя изгибами, расширенная форма таза, сводчатая стопа, противопоставление большого пальца кисти остальным, редукция волосяного покрова, развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук, увеличение мозгового отдела черепа и уменьшение лицевого, большой объём головного мозга, членораздельная речь, словесное мышление. Эволюция человека шла в направлении увеличения головного мозга и совершенствования руки как органа труда. Человек живёт в обществе, подчиняется социальным законам. Основу его жизни составляет труд в коллективе. Он развивает науку и искусство. Только человек обладает второй сигнальной системой – абстрактным мышлением.

Вопрос № 2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие – самый многочисленный и разнообразный тип царства животных, насчитывающий более 1,5 млн. видов. Признаки членистоногих: наружный хитиновый скелет; тело разделено на голову, грудь и брюшко; парные членистые конечности.

Класс Ракообразные – имеют 5 пар конечностей, первая пара преобразована в клешни – орган нападения, защиты и добывания пищи. Голова срослась с грудью, образуя головогрудь. Обитают в воде, поэтому органы дыхания жабры. Представители: раки, крабы, лангусты, омары, креветки. Являются важнейшим звеном в цепи питания.

Класс Паукообразные – имеют 4 пары конечностей, обитают на суше, дышат трахеями и лёгкими. Среди паукообразных встречаются хищники и паразиты. Многие являются вредителями сельскохозяйственных растений, возбудителями или переносчиками возбудителей болезней человека.

Класс Насекомые – имеют 3 пары конечностей, а также пару или 2 пары крыльев. Это самый прогрессивный и многочисленный класс беспозвоночных животных Разнообразие конечностей и способность к полёту позволило им занять господствующее положение на Земле. Жизнь многих насекомых тесно связана с жизнью растений. К насекомым ведущим общественный образ жизни относятся представители отряда Перепончатокралые: пчёлы и муравьи. Они образуют большие семьи, в которых есть матка, самцы, рабочие особи и распределены обязанности. Они обладают сложным инстинктивным поведением.

Муравьи играют важную роль в почвообразовании, уничтожают огромное количество вредителей леса и культурных растений.

Пчёлы – опыляют цветковые растения. Пчелиный мёд - ценный пищевой продукт,

в медицине используют маточное молочко, прополис, пчелиный яд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.