Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прометей Прикованный




Прометей прикованный» - средняя часть трилогии «Прометей – носитель огня» и «Освобожденный Прометей».

Пролог изображает, как бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают при этом две аллегорические фигуры — Власть и Насилие. Зевс противопоставляет Прометею только грубую силу. Ему (Зевсу) приданы черты греческого «тирана»: он неблагодарен, жесток и мстителен. Вся природа сочувствует страданиям Прометея.

Действие происходит в Скифии, средь диких гор. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса. Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты — Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обраща­ется к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, от­крыл им путь к достойной человека жизни.

Хор нимф — Океанид, дочери Океана, другого тита­на, они услышали грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! — восклицает Прометей. Он знает, что Зевс силою ничего не добьется и придет просить о своей тайне смиренно и ласково. Зевс казнит его за милосердие к людям, сам же он не милосерден. За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с ос­тальными Титанами, но смирился, покорился, прощен. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему еще худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презри­тельно отвергает его советы. Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней Прометеева брата Атланта, который мучится на за­падном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времен года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землей, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от бо­лезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим кри­кам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных жи­вотных. Себя он спасти не смог: судьба сильнее титана, и даже сильнее Зевса. Хор поет скорбную песню.

В воспоминания о прошлом врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса — царевна Ио, превращенная в корову. (На театре это был актер в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности Геры. Гера догадалась об этом, потребовала корову себе в подарок, и на­слала на нее страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она к Прометеевым горам. Титан ее жалеет;

рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Ев­ропе и Азии, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потом­ком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, который придет спасти Прометея — хотя бы против воли Зевса. И если Зевс не позволит, то он погибнет, из-за неразумного брака. Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь. Хор Океанид.

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь страшное настоящее. Идет слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. На его расспросы Прометей презрительно бросает: «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». Он знал свою участь заранее: «Пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает, Прометей восклицает: «Посмотрите: страдаю безвинно!». Гром, молния, Прометей проваливается под землю. Это конец трагедии.

 

Герой – титан, титаническая личность.

Историческая основа трагедии – становление (формирование) человеческой цивилизации. Огонь – начало цивилизации. Племя первобытных людей – почти животные.

Дядя Зевса, сын Геи, ровесник Кроноса, Прометей знает будущее, не может видеть, как гибнут люди. Он решается совершить невиданное: похищает огонь из кузницы Гефеста и в трубочке тростника приносит людям. Он знает, что его ждут многовековые страдания: Зевсов орел будет клевать ему печень. Прометею известна тайна гибели Зевса, за это, Зевс его и пытает. Все-таки Прометей противоборствует, зная, что непреодолимое преодолеть нельзя. Он во имя любви к людям восстал против Зевса, сознательно пожертвовал собой ради прогресса. Прометей богоборствует.

Трагедия хочет убедить в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба возможна только благодаря цивилизации, а цивилизация возможна только благодаря постоянному прогрессу.

Эсхил рисует образ борца, морального (нет, не урода J) победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Прометей – человеколюбец и борец против тирании богов, воплощение разума, преодолевающего власть природы над людьми, символ борьбы за освобождение человечества.

 

Образы:

Океан – добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на компромисс.

Ио – физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли.

Гефест и Гермес – механические выполнители воли Зевса, один – против своей воли и с глубоким сожалением, другой – бесчувственно и бездушно.

Это – не характеры, а общие схемы, какие-то воплощенные идеи и мысли.

Патетика: когда титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с Ио, где изображается безумие этой скорбной героини, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Но патетика перегружена критикой деспотизма Зевса.

Рассказы и разговоры Прометея о прошлом, о его благодеяниях людям придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл. Разговоры с Океаном и Гермесом рисуют нам стойкость и силу воли Прометея. Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами. Прометей много говорит о странствиях Ио, с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти. Прометею приписана обширная географическая ученость, которая была тогда последним достижением науки.

Хоры: сострадание Океанид Прометею. Первый стасим – как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и море, и даже Аид. Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ. Третий стасим – о недопустимости неравных браков.

Геологическая катастрофа в конце трагедии демонстрирует мощную волю Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Зевс изображен бесчеловечным тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всеведущим и не всемогущим, хитрецом и трусом.

 

Краткое содержание билета:

2-ой этап тв-ва Эсхила: появляется центральный образ героя, четкими становятся образы эпизодических фигур, трагедия концентрируется вокруг одной ситуации, глубокое сочувствие к человеческому страданию. Эсхил – главный реформатор греческой сцены: ввел второго актера, расширил диалог, ввел пролог. «Прометей прикованный» - средняя часть трилогии «Прометей – носитель огня» и «Освобожденный Прометей». В Скифии бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают два демона Власть и Насилие. Хор нимф — Океанид. Океан хочет помочь Прометею, тот его отвергает. Приходит Ио в виде коровы, он рассказывает ей ее судьбу: странствия, в Египте родит от Зевса сына, предка Геракла. Вспоминает все свои дары людям. Гермес пытается выяснить у Прометея судьбу Зевса, но уходит, ничего не узнав. Гром, молнии, Прометей => под землю. Историческая основа трагедии – становление человеческой цивилизации. Трагедия хочет убедить в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией. Основное - гуманизм, духовная свобода чел. личности, прогресс.


34. Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии Софокла "Антигона".

Великий трагический поэт Греции – Софокл (496 – 406 гг. до н. э.). 16-летним юношей участвовал в хоре эфебов, прославлявших Саламинское сражение. Получил хорошее образование, имел музыкальные способности (сам сочинял музыку на метрические части своих трагедий). Расцвет творчества Софокла совпадает с «веком Перикла» («внутренний расцвет» Афинского гос-ва). Софокл был не только драматургом, но и занимал гос. должности, вместе с Периклом участвовал в походе против Самоса, был близок с Геродотом, полемизировал с софистами (софисты не признавали божественных, неписаных законов, человек – «мера всех вещей»). Эпоха Перикла – разложение Афинского гос-ва: расширение эксплуатации рабского труда вытесняло труд свободного населения => разорение землевладельцев, имущественное расслоение; развитие индивидуализма, личность противопоставляется коллективу.

В трагедиях Софокл ставит насущные вопросы: божественные, неписаные законы и законы писаные («Антигона»), свободная воля человека и воля богов («Эдип-царь»), интересы личности, гос-ва («Филоктет»), проблема чести и благородства («Аякс»). Софокл написал свыше 120 трагедий, до нас дошло 7.

Отстаивал традиционный уклад жизни, но сам чувствовал обреченность его, и потому противоречия между старыми, привычными и новыми, разрушительными веяниями получают в произведениях Софокла значение трагического конфликта. Он ищет в религии защиты, считает, что чел. возможности ограничены, что над человеком стоит сила, обрекающая его на ту или иную судьбу («Антигона»). Зависимость свободного разумного человека от воли богов – лейтмотив трагедий. Причина всех бедствий в пренебрежении божественными законами, в которых проявляется высшая справедливость. Религия должна быть одной из основ гос-ва. Как и Эсхил, Софокл – противник власти денег, разлагающих основу полиса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.