Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 31. Задачи и структура экономического механизма природопользования




Задачи и структура экономического механизма природопользования

Общей целью формирования экономического механизма природопользования является установление и регулирование финансово-экономиче­ских отношений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды между органами государственной власти, с одной сто­роны, и природопользователями, с другой, а также между природопользователями, в том числе использующими различные виды природных ресурсов.

Развитие рыночных отношений и глубокая структурная перестройка экономики России, затрагивающая все социально-экономические процессы, в том числе в области использования природно-ресурсного потенциала, определяют необходимость упорядочения финансовых взаимоотношений природопользователей с государственными органами управления на основе принципа платности природопользования. Это вызвано в первую очередь ограниченностью (дефицитностью) природно-ресурсного потенци­ала,

В Российской Федерации экономически значимая часть природных ресурсов остается в собственности государства, поэтому приоритетное значение имеет обеспечение условий для получения государством как собственником природных ресурсов соответствующего рентного дохода от эксплуатации этих ресурсов. Правовые нормы, отражающие принципы и методы экономического регулирования, содержатся в различных актах природно-ресурсного и природоохранительного законодательства, включая Водный и Лесной кодексы РФ, Федеральные законы «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления». Начальным элементом экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды является планирование природоохранной деятельности, непосредственно связанное с бюджетным процессом и определяющее перспективы финансирования природоохранных мероприятий Основу экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды составляют экологические и природно-ресурсные плате­жи и налоги, экономические санкции за нарушение законодательства в об­ласти природопользования и охраны окружающей среды, а также экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

В общем виде выделяются 5 групп природно-ресурсных платежей и налогов в зависимости от объекта обложения:

– плата при пользовании недрами;

– платежи за пользование лесным фондом;

– плата за пользование водными объектами;

– плата за землю;

– плата за пользование объектами животного мира.

По отдельным видам природных ресурсов порядок взимания платы рег­ламентируется правовыми нормами специальных законодательных актов. Экологические платежи, как известно, взимаются за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов.

Все платежи за разрешенные виды природопользования носят регулярный характер, и обеспечение экономической заинтересованности природопользователей в сокращении деятельности, наносящей ущерб природ­но-ресурсному потенциалу, является лишь одной из функций этих платежей (наряду с фискальной функцией в качестве источника дохода бюджетов различных уровней). Поэтому экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды включает также инструменты принуждения и поощрения с более целенаправленным характером воздействия на природопользователей для побуждения их к действиям по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Собственно налоговые льготы при осуществлении природоохранной деятельности, предусмотренные федеральным законодательством, крайне незначительны. В новом Налоговом кодексе РФ предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследователь­ских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооруже­ния производства, направленных на защиту окружающей среды. Некоторые льготы установлены также в Законе «О налоге на имущество предприятий» (ст. 6, п. «б»).

В то же время имеются достаточно широкие возможности для установления налоговых и иных льгот на региональном и местном уровне.

Платежи за пользование природными ресурсами. Система кадастров.

В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за ис­пользование природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется через систе­му кадастров природных ресурсов Кадастры природных ресурсов - это свод экономи­ческих, экологических, организационных и техничес­ких показателей, характеризующих количество и каче­ство природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существу­ет, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом поло­жении земель РФ.

Государственный кадастр месторождений - госу­дарственный кадастр месторождений и проявления по­лезных ископаемых - ведется в целях обеспечения раз­работки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использо­вания месторождений полезных ископаемых, рациональ­ного размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматрива­ется Законом о недрах (ст. 30, 32).

Государственный водный кадастр - свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом.

Государственный водный кадастр РФ ведётся по еди­ной системе и основывается на данных государствен­ного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления ис­пользованием и охраной водного фонда является обя­зательным.

Государственный лесной кадастр содержит сведе­ния о правовом режиме лесного фонда, о количествен­ной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; Порядок ведения кадастра устанавливается Прави­тельством РФ. Правительство РФ приняло Постановле­ние «О порядке ведения охраняемых природных терри­торий» от 19 октября 1996 г., согласно которому кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, ре­гионального и местного значения.

Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, организациями, в ведении и управлении которых такие территории нахо­дятся (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Своеобразным кадастром редких животных и расте­ний служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей.

Плата за природные ресурсы – это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей методикой расчета.

В общем виде выделяют следующие четыре группы природноресурсных платежей в зависимости от объекта обложения:

· плата при пользовании недрами;

· плата за землю;

· плата за пользование водными объектами;

· плата за пользование лесным фондом.

Основными формами платы за землю являются арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли.

Наибольшее практическое распространение имеет земельный налог представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев или землепользователей.

III. Наиболее тесно связаны с природоохранной деятельностью предприятий, платежи за пользование водными объектам. Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации, осуществляющие отдельные виды водопользования на основе специальных разрешений.

IV. Особое место среди природно-ресурсных платежей занимают платежи за пользование лесным фондом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.