КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 31. Задачи и структура экономического механизма природопользования
Задачи и структура экономического механизма природопользования Общей целью формирования экономического механизма природопользования является установление и регулирование финансово-экономических отношений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды между органами государственной власти, с одной стороны, и природопользователями, с другой, а также между природопользователями, в том числе использующими различные виды природных ресурсов. Развитие рыночных отношений и глубокая структурная перестройка экономики России, затрагивающая все социально-экономические процессы, в том числе в области использования природно-ресурсного потенциала, определяют необходимость упорядочения финансовых взаимоотношений природопользователей с государственными органами управления на основе принципа платности природопользования. Это вызвано в первую очередь ограниченностью (дефицитностью) природно-ресурсного потенциала, В Российской Федерации экономически значимая часть природных ресурсов остается в собственности государства, поэтому приоритетное значение имеет обеспечение условий для получения государством как собственником природных ресурсов соответствующего рентного дохода от эксплуатации этих ресурсов. Правовые нормы, отражающие принципы и методы экономического регулирования, содержатся в различных актах природно-ресурсного и природоохранительного законодательства, включая Водный и Лесной кодексы РФ, Федеральные законы «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления». Начальным элементом экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды является планирование природоохранной деятельности, непосредственно связанное с бюджетным процессом и определяющее перспективы финансирования природоохранных мероприятий Основу экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды составляют экологические и природно-ресурсные платежи и налоги, экономические санкции за нарушение законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, а также экономическое стимулирование природоохранной деятельности. В общем виде выделяются 5 групп природно-ресурсных платежей и налогов в зависимости от объекта обложения: – плата при пользовании недрами; – платежи за пользование лесным фондом; – плата за пользование водными объектами; – плата за землю; – плата за пользование объектами животного мира. По отдельным видам природных ресурсов порядок взимания платы регламентируется правовыми нормами специальных законодательных актов. Экологические платежи, как известно, взимаются за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов. Все платежи за разрешенные виды природопользования носят регулярный характер, и обеспечение экономической заинтересованности природопользователей в сокращении деятельности, наносящей ущерб природно-ресурсному потенциалу, является лишь одной из функций этих платежей (наряду с фискальной функцией в качестве источника дохода бюджетов различных уровней). Поэтому экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды включает также инструменты принуждения и поощрения с более целенаправленным характером воздействия на природопользователей для побуждения их к действиям по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Собственно налоговые льготы при осуществлении природоохранной деятельности, предусмотренные федеральным законодательством, крайне незначительны. В новом Налоговом кодексе РФ предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды. Некоторые льготы установлены также в Законе «О налоге на имущество предприятий» (ст. 6, п. «б»). В то же время имеются достаточно широкие возможности для установления налоговых и иных льгот на региональном и местном уровне. Платежи за пользование природными ресурсами. Система кадастров. В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за использование природных ресурсов. Учет природных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресурсов Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Единого кадастра природных ресурсов не существует, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру. Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель РФ. Государственный кадастр месторождений - государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых - ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматривается Законом о недрах (ст. 30, 32). Государственный водный кадастр - свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом. Государственный водный кадастр РФ ведётся по единой системе и основывается на данных государственного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления использованием и охраной водного фонда является обязательным. Государственный лесной кадастр содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; Порядок ведения кадастра устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ приняло Постановление «О порядке ведения охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г., согласно которому кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, организациями, в ведении и управлении которых такие территории находятся (заповедники, национальные парки, памятники природы). Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. Плата за природные ресурсы – это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей методикой расчета. В общем виде выделяют следующие четыре группы природноресурсных платежей в зависимости от объекта обложения: · плата при пользовании недрами; · плата за землю; · плата за пользование водными объектами; · плата за пользование лесным фондом. Основными формами платы за землю являются арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли. Наибольшее практическое распространение имеет земельный налог представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев или землепользователей. III. Наиболее тесно связаны с природоохранной деятельностью предприятий, платежи за пользование водными объектам. Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации, осуществляющие отдельные виды водопользования на основе специальных разрешений. IV. Особое место среди природно-ресурсных платежей занимают платежи за пользование лесным фондом.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |