Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская архитектура 1830-1910-х годов. Основные направления и мастера




Распад классицизма

Признаки упадка классицизма и иное художественное понимание архитектуры начали проявляться с 1830-х годов даже в творчестве таких крупных архитекторов, как В.П.Стасов, К.И. Росси, О.Монферран, Е.Д.Тюрини др. Это выражалось в отступлении от установившихся традиций и строгих правил стиля, в сухости и измельченности форм и деталей, иногда в перегрузке декоративными элементами, в утрате масштабности.

Архитекторы с целью украшения фасадов и интерьеров начали прибегать к эклектическому сочетанию в одном произведении разностилевых элементов, все больше отходя от жестко регламентированных приемов и форм классицизма.

Примеры:

· Дом Голландской церкви в Петербурге (1834-1839) арх. П.Жако; Упрощенность его фасада смягчает лишь лоджия с коринфскими колоннами.

· Фасад здания штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-1843) арх. А.П.Брюллов; зданию присуща сухая общая композиция, невыразительная пластика, а скульптурные элементы в простенках измельчены.

· Лютеранская церковь св. Петра (1832-1838) арх. А.П.Брюллов; в ее архитектуре зодчий продемонстрировал полный разрыв с каноническими формами классицизма, создав композицию фасада как перифраз романской архитектуры.

Русско-византийский стиль

В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение – так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию «официальной народности» и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К.А.Тон.

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания.

Примеры:

· Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883) арх. К.А.Тон.

  • Большой Кремлевский дворец (1839-1849) арх. К.А.Тон; в архитектуре его фасадов архитектор воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах.

Стилизаторство, ретроспектива и эклектика

Стилизаторство

· Ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-1839) арх. М.Д.Быковский; сооружения в усадьбе представляют собой романско-готическую реминисценцию высокого художественного уровня.

  • Лютеранская церковь св. Петра на Невском проспекте(1832-1838) в псевдороманском стиле и церковь Петра и Павла в Парголове (1831-1842) арх. А.П.Брюллов; он проявил себя искусным интерпретатором средневековой западноевропейской архитектуры.

Ретроспективизм (ретроспективное стилизаторство) - это когда обращаются к прошлому.

Представители: Н.Е.Ефимов, А.И.Резанов, Н.Л. Бенуа, А.И.Штакеншнейдер.

Петергофский вокзал (1856-1858) арх. Н.Л.Бенуа использовал готические элементы, искусно интерпретируя средневековое зодчество, это удачный пример стилизации английской готики.

· Здание Государственного Банка в Москве (1893-1895) и Зоологический музей в Москве(1896-1906) арх. М.Д.Быковский – выдающийся представитель ретроспективного стилизаторства второй половины XIXв.

  • Купеческая биржа (в 1870-х) арх. А.С. Каминский; построена в псевдогреческом стиле.

Эклектика – это когда формально, механически соединяют различные стили.

В этот период появляется много эклектических зданий общественного назначения – театры, учебные заведения, больницы.

· Театр в Тифлисе (Тбилиси) (1880-1890) арх. В.А.Шретер; архитектор прибегнул к поверхностной стилизации мотивов восточной архитектруры.

  • Одесский вокзал (1879-1883) арх. В.А.Шретер; несмотря на новаторскую сущность этого сооружения, оно оставалось в рамках эклектической стилизации, в которой сосуществовали и новые архитектурные формы.

Псевдорусский стиль

Национальный стиль, поиски которого начались еще в 1830-х годах и завершились официальным утверждением русско-византийского стиля, в 1870-х годах приобрел иной характер – псевдорусского стиля, связанного с антифеодальной демократической идеологией.

Утверждению этого стиля способствовало также и то, что по мере развития капитализма международные связи России все больше расширялись, вследствие чего она чаще участвовала в международных торгово-промышленных выставках, на которых все страны, в целях рекламы, стремились в облике павильонов отразить свои национальные черты. Подобная тенденция была свойственна и России, для чего был очень удобен псевдорусский стиль.

Примеры:

· Русский павильон на Всемирной выставке в Париже (1878) арх. И.П.Ропет.

  • Особняк Пороховщикова (1872) арх. А.Л.Гун.
  • Исторический музей в Москве (1875-1881) арх. В.О.Шервуд и инж. А.А.Семенов.
  • Доходный дом на Театральной (пл. Островского) площади в Петербурге(1878-1879) арх. Н.П.Басин.

Модерн

Представители:

Ф.О.Шехтель, Л.Н.Кекушев, Ф.И.Лидваль, А.И. фон Гоген и др.

Железо, сталь, железобетон, большеразмерное стекло, изразцовый кирпич и новые строительные конструкции, широко входившие в архитектурную практику, были одной из важных материальныхпредпосылок для формирования на рубеже XIX – XX вв. рационалистической архитектуры. Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и духом новаторства. Модерн рассматривался как начало русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики.

Сторонники модерна призывали к пересмотру всех аспектов архитектуры и полному отказу от художественных традиций. Здания этого стиля не надо было вписывать в привычные симметричные композиционные схемы, их планы формировались свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп; в следствие этого свободными и живописными стали объемно-пространственные структуры зданий.

В стремлении к внешней неповторимости, архитекторы прибегали иногда к чрезмерному использованию декоративных средств оформления фасадов: декоративной и орнаментальной облицовке, керамической мозаике, скульптурному убранству. Стала распространенной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей.

На протяжении своего короткого существования модерн несколько изменился. Начался модерн с полного отказа от каких бы то ни было традиций; позднее он использовал формальные элементы исторической архитектуры, сильно их изменяя и сочетая с новаторскими приемами; это так называемый стилизаторский модерн.

Так же появляется промежуточный нюанс стилизаторского модерна, например его ветвь, использующая средневековую русскую архитектуру (обычно ее называют национально-романтической).

Примеры:

· Особняк М.Ф. Кшесинской в Петербурге (1904-1906) арх. А.И.Гоген; свободная асимметричная композиция плана и объемов здания, различные по форме, размерам, пропорциям и ритму расположения окна, разная по фактуре обработка фасадов, оригинальный по рисунку фриз, архитектор полностью отказался от становившихся традиций.

  • Особняк С.П.Рябушинского в Москве (1900-1902) арх. Ф.О.Шехтель; здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами.
  • Ярославский вокзал в Москве (1902) арх. Ф.О.Шехтель; построен в национально-романтическом направление модерна; крутые крыши и башни, многоцветная облицовка, придают ему черты уникальности и слегка ощутимого влияния северного народного зодчества.
  • ЦУМ (1906-1908) арх. Р.И.Клейн; архитектор продемонстрировал свое понимание модерна.

60. Творчество К.А.Тона и «русско-византийский стиль» в русской архитектуре второй трети XIX в.

В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение – так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию «официальной народности» и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К.А.Тон.

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания.

К.А. Тон издал альбомы чертежей построенных им церквей и проектов планов в русско-византийском стиле, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания.

Было выстроено много, архитектура которых представляла собой механическое сочетание аркатурных поясов и кокошников с византийскими капителями.

Примеры:

· Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883) арх. К.А.Тон.

  • Большой Кремлевский дворец (1839-1849) арх. К.А.Тон; в архитектуре его фасадов архитектор воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.