Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика политических систем Среднего Востока




Исторические корни лидерства в политической культуре традиционного арабского общества.

 

Исламизм и фундаментализм как типы легитимизации политического лидерства. Политизация ислама в исторической ретроспективе и сегодня тесно связана с его аккумулятивными способностями. Ислам вбирает, впитывает в себя местные обычаи и традиции, обозначая исламский образ жизни с его этической и правовой регуляцией эталоном социального бытия. Политизированный характер ислама создал идеальную, в рамках исламской традиции, форму исламского государства – теократию.

 

В ХIХ в. набирают силу реформаторские течения в исламе, призывающие к модернизации и возрождению права иджтихада. Модернистское течение Реформации стало предтечей и основой идеологии государственного национализма, а Возрожденчество оживило в сознании верующих концепцию теократии, религиозного фундаментализма. Реформация ХIХ века стала основой для формирования двух основных типов легитимизации политических лидеров на мусульманском Востоке в ХХ веке после достижения независимости.

 

Несмотря на резкие противоречия между национализмом и фундаментализмом, они как явления социально-политического плана пребывают в дихотомии. Как национализм прикрывается зачастую исламскими лозунгами, так и фундаменталисты нередко консолидировали этнические конгломераты, формируя нацию посредством исламских догматов. Противоборство религиозного фактора и национализма присуще всем мусульманским странам. При отсутствии видимых противоречий этнического и религиозного аспектов у арабов, поскольку ислам рождён из недр арабизма, тем не менее, 2-ая половина ХХ века демонстрирует жесткую политическую конкуренцию, борьбу между этими доктринами и типами легитимизации политического лидерства в арабском мире.

 

В ХХ веке всё большее влияние на социально-политические процессы в исламском мире начинает оказывать исламизм, базирующийся на взглядах Д. Афгани. Исламизм в отличие от фундаментализма, увязшего в теологических вопросах, представляет собой политическое явление, преследующее конкретные, прагматические задачи, это, по сути дела, политический ислам. Главная формула исламизма – «Ислам это решение».

 

27. Причины несостоятельности революций «сверху» в странах Среднего Востока.

 

 

Сегодня и в Иране, и в Турции у власти находятся представители политического ислама, однако политсистемы этих двух государств существенно отличаются друг от друга. Вызвано это, прежде всего, тем, что к власти исламисты в этих странах пришли разными путями, и то, что шиитские лидеры, возглавившие победоносную политическую революцию в Иране, могли себе позволить достаточно легко, их турецкие коллеги, пришедшие к власти парламентским путем, пока позволить себе не могут. Тем не менее, общность исторической судьбы двух рассматриваемых государств, их географическая близость и значимость в региональной политике делают сопоставление их политических систем вполне обоснованным и крайне интересным.

 

После свержения шахского режима и победы исламской революции в Иране новое иранское руководство предприняло попытку привести политическую систему страны в соответствие с концепцией «исламской модели развития», которая до этого мало кем рассматривалась как возможная альтернатива существующим в современном мире моделям общественно-политических систем. Абсолютное большинство западных исследователей полностью отвергало саму возможность, каких-либо конструктивных решений на этом направлении политического развития. Но в самих мусульманских странах идея исламского пути развития находила много приверженцев, которые не переставали доказывать, что в исламской доктрине есть все необходимое для успешного развития мусульманских народов.

 

Лидер иранской революции аятолла Р. Хомейни был одним из таких убежденных проповедников возможности исламского пути развития. Еще задолго до революции в своей книге <Исламское правление» он порвал с традиционным подходом исламских богословов к вопросу о власти и заявил, что высшее духовенство не только может, но и обязано до прихода посланника Аллаха двенадцатого имама Махди возглавить экономическое, политическое и духовное возрождение правоверных народов. Хомейни считал, что у мусульманских народов есть все необходимые предпосылки для такого возрождения: природные, исторические, культурные, геополитические, демографические, религиозные. В последующие после победы исламской революции двадцать пять лет существования Исламской Республики Иран религиозно-политическое руководство этой страны сделало немало для наполнения понятия «исламская модель развития» практическим содержанием.

 

Сегодня, признавая те достижения, которых достигла ИРИ в своем социально-экономическом и политическом развитии, можно попытаться выделить те новации, которые отличают современный Иран именно как исламское государство, и проследить влияние этих новаций на развитие политической системы в этой стране.

 

Важнейшим источником для такого исследования является Конституция ИРИ. Разработанная специальной конституционной ассамблеей и одобренная на всенародном референдуме 30 марта 1979 г. иранская конституция представляет собой оригинальный документ, существенно отличающийся от известных основных законов, принятых в других странах. В свое время, консультируя членов конституционной ассамблеи, аятолла Р. Хомейни настаивал на том, чтобы она была «на сто процентов исламской». В целом с этой задачей творцы новой иранской конституции справились достаточно успешно.

 

Уже в преамбуле конституции записано, что она создана «на основе исламских установлений» и что исламское правление в Иране будет основываться на принципе «Велаяте факих» (правление авторитетного шиитского правоведа), со ссылкой на суру Корана, где сказано, что «дела вершатся улемами, точно выполняющими повеление бога о дозволенном и недозволенном». Принцип «Велаяте факих» провозглашает не только ведущую роль факиха (рахбара) в определении политической линии исламской республики, но и верховенство ислама во всех государственных структурах и ветвях власти, то есть в исламских советах, как органах местного самоуправления, Наблюдательном совете, как главном контрольном органе, рассматривающем все принимаемые парламентом законы на предмет их соответствия исламской конституции и исламским канонам, в Совете экспертов, состоящем исключительно из представителей духовенства, в функции которого входят выборы главы государства — рахбара и предварительный отбор кандидатов в депутаты парламента страны, а также в шариатских судах, имеющих монополию на отправление правосудия в этой стране.

 

Основополагающей статьей конституции является ст. 4, которая гласит, что «все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах». При этом подчеркивается, что «эта статья приоритетна по отношению к другим статьям конституции, а также законам и установлениям». Причем заключение по поводу соответствия исламским нормам выносится «факихами» (исламскими правоведами) Совета по охране конституции и исламских норм.

Что касается политической системы Турции, то она, с одной стороны, строится на кемалистских принципах, выдвинутых основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком в 20-х годах ХХ столетия, а с другой, — на новых принципах, связанных с ориентацией Турции на присоединение к Европе и союз с США после II мировой войны. Таким образом, можно говорить о двух региональных политических моделях: одной, ориентированной на мусульманские традиционные ценности (Иран), которые составляют политическую основу государства, и другой (Турция), где традиционные мусульманские ценности были модернизированы государством и политической элитой и отделены от политической системы, хотя и могли оставаться в той или иной степени в политической культуре страны.

 

Кемалистские принципы включали в себя так называемые «шесть стрел»: республиканизм, революционность, народность, национализм, этатизм и лаицизм. В момент своего появления в 20-е годы прошлого столетия каждый из этих принципов заключал в себе серьезную политическую составляющую, способствующую выживанию и возрождению турецкой государственности после распада Османской империи. Так, республиканизм означал отстранение от власти султана, олицетворявшего собой уничтоженную Османскую империю. Революционность свидетельствовала о тех методах, которыми пользовались кемалисты для достижения своих целей. Народность означала провозглашение надклассового характера туреакого государства, а также то, что кемалисты солидаризировались с демократическими принципами развития новой Турции — то есть выборностью представительных органов власти, разделением ветвей власти, равенством мужчин и женщин в политической и социально-экономической сферах и т. п. Национализм указывал на статус турок как единственной системообразующей нации. Так, в соответствии с первой республиканской конституцией все граждане, проживавшие на момент ее принятия на территории Турции, объявлялись турками.

 

Лаицизм означал уничтожение халифата, отделение мечети от государства и школы от мечети. Этатизм провозглашал определяющую роль государства в развитии экономики, политики и культуры.

 

Вслед за провозглашением этих принципов были проведены государственные и общественные преобразования, создавшие новый облик турецкого государства: уничтожение султаната и халифата, учреждение светской республики, создание парламента — Великого Национального Собрания Турции, избрание пожизненным президентом М. Ататюрка, введение однопартийной системы в лице Народно-республиканской партии (НРП), закрытие дервишеских орденов и их монастырей, выдавливание ислама из политической жизни страны, введение европейской одежды и головных уборов, преследование компрадоров и подавление всех проявлений национальных движений, прежде всего армян, греков и курдов, переход с арабского на латинский алфавит, а также на христианское летоисчисление и европейскую неделю с выходным днем в воскресенье, а не в пятницу. как было прежде; национализацию основных отраслей экономики и т. п.

 

Сложившаяся политическая система достаточно успешно просуществовала до конца II мировой войны. После ее окончания Турция стала перед выбором дальнейшего пути развития, и этот выбор был сделан в пользу всесторонней интеграции с Западом. Значительную роль в функционировании политической системы Турецкой Республики до последнего времени играла армия. Традиция участия военных в политике имеет глубокие корни, В Османской империи каста военных была синонимом государства. Однако в османский период главной задачей армии была война на внешних границах Турции. В заключение следует сказать, что политическая система и Турции, и Ирана переживают сегодня период существенной трансформации, которая связана, прежде всего, с усилением политического ислама в жизни этих государств. Можно констатировать, что исламская модель развития становится реальностью, хотя и не получившей пока широкого распространения в качестве основы общественного и государственного устройства мусульманских стран. В то же время, увлечение Запада идеей всемирной глобализации без учета особенностей развития и справедливых требований других, в частности, исламских государств, может со временем спровоцировать серьезные антизападные процессы на Востоке и распространение опыта иранских и турецких исламистов на другие страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.