Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынки факторов про-ва. Отличие рынка факторов про-ва от рынка товаров и услуг




Рынок ФП – рынок, где продаются труд, капитал, природные рес-сы. Это рынок экон. рес-сов, т.е. всех рес-сов, используемых в про-ве товаров и услуг: 1. Природные рес-сы (земля и её недра, водные рес-сы). 2. Трудовые рес-сы (люди). 3. Средства про-ва (оборудование, сырьё и др.), или про-ный капитал. 4. Предприн-кая способность людей. Цены на ФП определяются соотношением спроса и предложения.

Особенности: 1. Спрос на ФП и уровень их цен явл-ся производными от потребительского спроса, т.е. отражает спрос на продукт, произведённый с помощью этих рес-сов. 2. Зависит от уровня цен на др. ресурсы. Объясняется тем, что все экон. рес-сы взаимосвязаны, не могут быть использованы раздельно. 3. Для соб-ков экон. рес-сов цена на них будет явл-ся доходом. Цена природных рес-сов принимает форму ренты, цена труда – зарплата, цена про-ного капитала - %, цена предприн-кого таланта – предприн-кий доход. Вводя доп. рес-с, фирма получает доп. продукцию и доход. Прирост дохода фирмы за счёт доп. единицы данного рес-са наз-ся предельной доходностью данного ресурса. Рес-сы взаимозаменяемы, например, можно или внедрить более новую технику, или увеличить кол-во рабочих, занятых в про-ве. Для выбора рес-сов надо учесть цену и предельный продукт, получаемый с помощью данного рес-са.

43. Рынок капиталов и его равновесие.

Ни одно дело нельзя начать без капитала. Если его нет, то можно купить на рынке право пользования денежным капиталом в течении опред. времени. Цена денег взятых в долг – ссудный процент. Деньги не явл-ся про-ным рес-сом, но на них можно купить обор-е, материалы, труд и др. рес-сы исп-емые в про-ве. Ставка ссудного процента – процент от взятой суммы. Ее уровень зависит от спроса на кредит, но он дифференцирован. На уровень процента влияет: степень риска (чем она больше, тем выше %), срок ссуды (долгосроч. более дорогие), кол-во ссужаемых денег (на меньшую сумму выпл-ся более высокий процент), конкуренция на рынке капиталов. Рынок кап-лов существует в условиях большей или меньшей инфляции => в ставке процента различают номинальную (процентная ставка, определенная при получении кредита) и реальную (номинальная ставка минус уровень инфляции) ставку. При меньшей ставке процента увел. вложения в про-во и объемы про-мого продукта и доходы в общ-ве. При помощи ее диф-и можно стимулировать развитие отраслей.

Процедура соотношения сегодняшнего значения любой суммы с той, кот. будет получена в будущем – дискантирование.

Vpres – сегодняшняя стоимость

Vfuture – будущая стоимость

r – ставка %

n – кол-во лет

Капитал будет приносит доход при сочетании с предприн. деятельностью. Доход пред-ль получает виде предприн. дохода (денежная реализация экон. интереса пред-ля – внут. затраты). Работа пред-ля приносит доход в форме нормальной прибыли (сумма оплаты за деят-ть в данной сфере). После изъятия нормальной прибыли остается чистая прибыль. Для пред-ля это плата за риск. Риск делится на страхуемый (пожар, наводнение, кражи…) и нестрахуемый (непредсказуемые изменения в спросе и предложении, влияющие на положение фирмы). Прибыль пред-ля – стимул для развития про-ва. она стимулирует увеличение объема про-ва. Доп. затраты на совершенствование процесса и продукции несут пред-лю доп. прибыль.

Рынок ФП обеспечивает необходимыми рес-ми функционирующих про-лей, а соб-ки различных ФП получают доходы в виде з/п, ренты, ссудного процента и прибыли.

4. Товарное производство и его эволюция. Товарное производство –сис-ма орг-ций общ. хоз-ва, при кот. продукты создаются путем купли-продажи как товаров на рынке и предназначаются для удовлетворения общ. потребностей. Условия возникновения тов. про-ва: 1. Общ-ное разделение труда – ограничение сферы про-ва одного или нескольких видов продукции. Общ-ное разделение труда возникает на определённом этапе развитя общ-ва (I – появление скотоводческих племён, II – появление ремесла, III – появление купцов). Товарное про-во зародилось с появлением ремесла, т.к. ремесло порождает необходимость обмена деятельностью, чел-к может специализироваться на про-ве одного продукта, если он от др. получает сырьё и если он обменивает свою продукцию на продукцию других. 2. Экон. обособление товаропроизводителей. Только тогда, когда про-ль блага становится его собственником, он обменивает свою продукцию в форме купли-продажи, про-во обретает товарный хар-р. Особенности тов. про-ва: 1. открытая сис-ма 2. специализированный труд 3. косвенные апосредственные связи м/д про-вом и потреблением (товаром обмениваются – потребности удовлетворяются) Тов. про-во: · простое – про-во мелких частных про-лей (труд товаропро-ля и членов семьи, цель – удовл-е потребностей товаропро-ля) · капитал-кое – про-во, при кот. собственник средств нанимает наем. труд (исп-ся наемный труд, цель – получение прибыли) Оба хар-ся стихийным развитием про-ва и конкуренцией 8. Капитал, его сущность и виды первый – К.Маркс. Он отмечал, что движение капитала начинается с денег. Но сами деньги не капитал, а превращаются в него в случае использования с целью получения прибыли. Деньги в качестве капитала совершают оборот (Д-Т-Д1), где Д1 первоначальные авансы Д + приращения ∆Д (прибавочная стоимость). Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Капитал: · основной (ср-ва про-ва длительного пользования, участвуют в про-ве многократно, стоимость переносят в стоимость готового товара по частям в виде амортизации); · оборотный (СП краткого пользования – сырье, материалы, транспорт, труд работников; участвует в про-ве однократно; стоимость переносится сразу и полностью). Капитал: · постоянный (часть капитала, кот. воплощена в ср-вах про-ва) · переменный (часть капитала, затрачиваемая на покупку раб. силы, изменяет свою величину, поскольку в процессе труда наемные рабочие создают новую стоимость, кот. больше, чем стоимость, затраченная на покупку раб. силы) Норма прибавочной стоимости – отношение величины прибавочной стоимости к переменному капиталу, выраженное в процентах. m1 – норма прибавочной стоимости более строгое определение капитала может быть таким: капитал – запас благ (богатства) в денежной или неденежной форме, кот. принося доход своему владельцу на основе самовозрастания. 12. Эконом. субъекты и их взаимодействие. Экон. субъект–субъект, выполняющий экон. ф-ции. Простые – (чел, дом, фирмы), Комплексные – отрасли эк-ки и гос-во. Дом. хоз-во получает доход, предоставляя ФП, цель – потребление. Бизнес – цель – максимизация прибыли, увеличение масштабов про-ва. В процессе их деят-ти возникает экон. явление. Причинно-следственные связи, возникающие м/д экон. явлениями в процессе их развития, наз-ся экон. механизмами. Закон возвышения потребностей – экон. потребности бесконечны и не имеют предела. Потребности личные (первой необходимости и роскоши) и про-ные. Форма проявления экон. потребностей – экон. интересы: личные, коллективные, общ-ные. Экон. стимулы – факторы, усиливающие желание получать экон. выгоду. Конкуренция – соперничество экон. субъектов за право использования благ. Чел-к – экон. мах результат при min затратах, он обладает рациональностью (полная и ограниченная) и эгоизмом (сильная, полусильная, слабая). 16. Преимущества и недостатки рынка. Функции гос-ва в рыночной экономике. Преимущества рынка: · эффективное распределение рес-в (конк-я распределяет рес-сы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребителей, т.е. издержки общества становятся минимальными) · способность удовлетворять разнообразные потребности населения (рес-сы достаются более сильным про-лям => конк-я заставляет повышать кач-во товаров, расширять ассортимент) · свобода действия всех субъектов (легкий вход и выход) · гибкость и адаптированность к изменяющимся условиям · способность рынка сделать экономику бездефицитной (любая платежеспособность удовлетворяется) Рыночный механизм не явл-ся самодостаточным, в некоторых случаях рынок не в состоянии координировать экон. процессы и обеспечивать эффективное использование рес-в - фиаско рынка: · Рынок не может регулировать денежное обращение (обеспечение экономики нужным кол-вом денег явл-ся монопольной ф-ей гос-ва) · Про-во общ. благ и услуг (неудовлетворение потребностей необходимых для общ-ва в целом – в основе некоммерческий интерес: расходы на гос. управление, правопорядок, нац. оборону, сис-му коммуникаций,…) · Наличие «внеш. эффектов» (эф-ты направленные на 3-х лиц, могут быть положительными (строится дом – территория облагораживается) и отрицательными (выбросы вредных веществ в атмосферу)). · Рынок обеспечивает действенной мотивации для развития фундаментальной науке (пред-ль вкладывает деньги в развитие таких проектов, кот. имеют небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности) · Дифференциация доходов и уровня жизни в общ-ве (рынок отбирает только сильных про-лей и квалифицированную раб. силу) «Болезни» рыночного механизма: монополизм, инфляция, безработица, если они превышают допустимый уровень для нормального функционирования рынка. Чрезмерное вторжение гос-ва в экономику тормозит экон. рост. 20. Эластичность спроса. Эластичность спроса по цене степень реакции потр-ля на изменение цены, - отношение %-ого изменения спроса к %-ому изменению цены на него - спрос эластичный, т.е. даже при незначительном изменении цены, объем продаж изменяется значительно. (рис 1) - спрос имеет единичную эластичность. %-ные изменения в цене соответствуют %-ому изменению спроса. (рис 2). - спрос не эластичен, т.е. значительное изменение цены не приведет к значительным изменениям в спросе. Вне зависимости от цены величина спроса не меняется. В этом случае спрос абсолютно неэластичен (рис 4). Абсолютно эластичный спрос – при падении цены ниже опред. уровня нет предела процессу реализации товара (рис 5). Факторы неценовой эластичности спроса: 1. Наличие заменителей данного товара. При повышении цены на осн. товар, покупатель может перейти на более дешевый аналогичный товар. 2. Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, эластичен. 3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место продукт занимает в доходе потребителя, тем при прочих равных условиях эластичность спроса на него будет выше. 4. Временные рамки, временные рамки в пределах которых принимается решение. Спрос на коротком пром-ке времени менее эластичен, чем за длительные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией к новому спросу потребителей и про-лей. Эластичность спроса по доходу: 1. Если с ростом дохода растет спрос на товар, то эластичность спроса по доходу положительна спрос эластичный, а товар нормальный. 2. Если с ростом дохода спрос снижается, то эл-сть спроса по доходу отрицательная спрос не эластичен, а товар – низшее благо. 3. товар – предмет роскоши – высшее благо. Перекрестная эл-ть – позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на товар x при изменении цены на товар y. 1. Если Еxy > 0, то x и y взаимозаменяемые товары. 2. Если Еxy < 0, то x и y взаимодополняемые товары. 3. Если Еxy = 1, то товары незавичимы. Значение эластичности в микроэкон. анализе: В хоз-ной практике анализ эластичности позволяет: определять размеры про-ва отдельных товаров услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в краткосрочном и долгосроч. периоде для max-ии прибыли и min-ии убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах про-лей в связи с изменением цен на товары и услуги. 24. Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Краткосрочным явл-ся период, в рамках кот. объем про-ва может регулироваться только с помощью изменения объемов переменных затрат при неизменных постоянных затратах. FC (постоянные издержки) – это затраты, связанные с приобретением постоянного про-ва (оплата аренды, ком. услуги). Не зависят от объема про-ва. VC (переменные издержки) – затраты, связанные с приобретением переменных факторов про-ва (з/п, закупка сырья). С расширением про-ва фирме требуется больше рес-сов, VC возрастает и начинает действовать «закон убывающей отдачи»: нельзя в про-ве увел. кол-во переменных фак-в, при неизменном кол-ке постоянных. С опред. момента присоединение доп. единицы переменного рес-са дает меньший предельный продукт. Этот закон отражает изменение совокупного продукта (ТР), среднего продукта (АР), предельного продукта (МР) ТР (совокупный продукт) – общее кол-во продукта, производимое общим кол-вом переменного ФП. АР (средний проодукт) – среднее кол-во продукта, приходящееся на единицу переменного рес-са. N – кол-во про-ва МР – доп. продукт, производимый доп. единицей переменного рес-са. Кривая отражает закон убывающей отдачи. В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие и валовые издержки (TC). FC + VC = TC Деление издержекFC и VC необходимо для анализа деятельности фирмы и принятия решения о продолжении деятельности в случае убыточности или объявления банкротства. Фирма не может заплатить VC – фирма банкрот. Фирма банкрот, т.е. ее ожидаемый доход не покрывает даже переменных издержек. Экономист для анализа издержек рассчитывает ср. величины: MC (доп. издержки) – связанные с про-вом доп. единицы продукции. 28. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности. Полезность –показатель степени удовлетворения, вызванная потреблением какого-либо набора товаров и услуг или отдельным товаром. Подходы к измерению полезности: 1.Кардиналистский предпологает абсолютно точное кол-ное определение величины полезности («ютиль» - единица измерения полезности). Кардинализм опирается на 2 взаимоисключающих начала: · Связи с абсолютно точным измерением полез-ти. · С крайне субъективной трактовкой полезности. Этот подход не отражает реальности. 2. Ординалистский означает, что каждый чел-к может ранжировать (выстраивать в опред. порядке) свои потребности. Основано на 3 предпосылках: · Потребитель знает и сформировал свои потр-ти и ранжирует их по степени значимости. · 2 набора благ всегда можно сопоставить с 3-им. · Большее кол-во товара предпочитается меньшему, даже если оно не предназначается потребителю, его можно обменять на др. благо. С точки зрения ЭТ потребителя интересуют 2 оценки полезности: Общая полезность – мера общего удовлетворения от потребления товаров и услуг за данный период. Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменениями в потреблении данного товара или услуги на единицу при условии, что потребление др. товаров остается неизменным. , где MU – предельная полезность; ∆TU – приращение общей полезности; ∆Q – приращение кол-ва товара. Уменьшающаяся предельная полезность – увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности (первая единица товара приносит больше удовлетворения, чем вторая). Закон уменьшающейся предельной полезности: Если потребление всех др. товаров остается фиксированным, то предельная полезность товара будет умен-ся по мере увеличения его потребления. Кривая предел. полезности имеет отрицательный наклон. Изучение теории полезности логически обуславливает познание зависимости м/д ценой товара и купленным его кол-вом. Желание приобрести доп. единицу товара опр-ся не только потреб. предпочтением, но и суммой получаемого дохода.   32. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. В краткосроч. периоде фирма может работать как с прибылью, так и с убытками, поэтому она стремиться выбрать тот объем про-ва, кот. max-ет прибыль и min-ет убытки. Пути решения: 1. сопоставление валового дохода валовых издержек, т.е. проверка прибыльностью. 2. сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Случай max-ии прибыли P > ATC т.Е – т. равновесия совер. конкур. фирмы. Объем про-ва max-ии прибыли определяется в т. пересечения кривых цены и предел. издержек. Прибыль = TR-TC = SPeQQeE - SMOQeK = SPeMKE Почему Qe max-ет прибыль? Про-во доп. единицы увел-ет общую выручку на величину предел. выручки (MR), но в тоже время повышает общие издержки на величину предельных издержек (MC) до тех пор, пока MR > MC фирма должна расширять про-во, а если MC > MR, то фирма получает убыток и должна сократить про-во. Таким образом, величина совокупной выручки будет максимальной при условии MR = MC. MR = MC = Р – условие равновесия для совер. конкур. фирмы в краткосрочный период. Случай min-ии убытков:     убытки = TC – TR = SMOQeK – SPeOQeE = SMPeEK И в случае min-ии убытков условием равновесия совер. конкур. фирмы явл-ся MR = MC = Р. Фирма объявляет себя банкротом если цена меньше AVC. На основании этого можно определить вид кривой предложения для совер. конкур. фирмы. Это кривая MC, кот. проходит выше min кривой средних переменных издержек. 36. Олигополия, ее место в рыночной экономике. Олигополия – рыночная структура, при кот. в реализация товара доминируют несколько продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. Главный признак – господство относительно малого числа фирм. Примеры олигополии: автомобильная пром-ть, про-во стали, пива, комп. про-во. Степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм опр-ся коэф-том концентрации (процент продаж от общего объема товаров, приходящихся на 4 крупнейшие компании) и Индексом Герфиндаля (степень влияния доминирующей фирмы, расчит-ся путем возведения в квадрат %-ых долей рынка каждой из фирм и суммированием результатов). Основная причина существования – значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы про-ная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка => доступ к такому про-ву затруднен, т.к. нужны большие инвестиции. Особенностью рыноч. поведения олигополии явл-ся взаимозависимость решений фирм об объемах про-ва и ценах. Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополии на рынке: 1. Модель «ломанной кривой спроса». Существует при отсутствии тайного сговора с конк-тами, поэтому принимая решение об изменении цен необходимо знать реакцию др. фирм. Типичное поведение олигополии – снижение цены вслед за понижением цены конк-ом и не реагирование на повышение им цен. Используют неценовые методы. 2. Тайный сговор. Типична для олигаполии, выпускающей однородную продукцию. Сговор возможен, если фирмы сталкиваются с практически одинаковыми издержками про-ва. в результате сговора опр-ся оптимальная цена и объем выпуска. 3. Модель лидерства в ценах. Фирма, кот. охватывает большую долю рынка, явл-ся лидером и ее цена ориентир для всех др. конк-в. Цена лидера изменяется крайне редко. 4. Модель по принципу издержки +. Хар-на для олигополии с дифференцированным товаром. Фирма определяет уровень сред. издержек, а затем прибавляет к ним плановый уровень прибыли (обычно 10-15 %). 5. Модель, основанная на теории игр. Эффективна ли олигополия? Одна точка зрения: олигополия похожа на монополию. Др.: олигополия способствует НТР, поэтому имеет лучшую прод-ю, более низкие цены и большие уровни выпуска. 40. Спрос и предложение на рынке труда. Спрос и предложение на рынке раб. силызависит от цены продаваемого товара, т.к. действует закон спроса и закон предложения. З/п – цена за использование раб. силы: номинальная з/п (кол-во денег, кот. работник получает за результаты своего труда); реальная з/п (кол-во товаров и услуг, кот. работник может купить за з/п). Реальная зависит от номинальной, от суммы выплачиваемых налогов и уровня цен на товары и услуги. Средняя з/п – дает возможность проводить анализ и сравнить различные условия формирования з/п. Уровень з/п, т.е. цена труда, зависит от уровня произ-ти. Реальная з/п растет с про-тью, и наоборот. Конкурентный рынок труда – предполагает большое кол-во фирм, многочисленных квалифицированных работников, полная независимость цены от той и др. стороны. Рыночный спрос опр-ся спросом всех фирм, а предложение – совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу. Кривая предложения будет плавно подниматься, т.к. фирмам придется увеличивать з/п, если они хотят нанять больше работников и если нет безработицы. По сути данная кривая – кривая издержек упущенных возможностей. На пересечении кривых предложения и спроса на труд опр-ся равновесная ставка з/п и равновесный уровень занятости. OW – ставка з/п OQ – кол-во труда W1- уровень з/п; Q1- кол-во нанятых работников. Монопсония – один покупатель раб. силы => решение о кол-ве нанимаемых рабочих связано с размером цены данного рес-са. Уровень з/п у всех разный, т.к. работники отличаются друг от друга уровнем образования, квалификацией, здоровьем,… неконкурирующие группы: люди разных профессий, специальностей, квалификации практически не пересекаются во время поиска работы. Инвестиции в чел-кий капитал включают в себя расходы на: образование, здравоохранение, мобильность (перемещение по стране). Инвестиции в человеческий капитал выгодны. Для общ-ва: квалифиц. про-ль дает большую массу про-ного валового нац. прод-та. Для пред-ля: он обеспечивает меньшие издержки и большую прибыль. Для отдельного чел-ка: более высокие доходы в течение всей жизни. 44. Рынок земли, особенности спроса и предложения. Земля (сама земля и все природные богатства) – один из главных рес-в про-ва. Особенности: ограниченность, невозможность воспро-ва => соб-сть на землю – самый доходный вид соб-ти. Экон. реализация – продажа, а ч/з сдачу в аренду и получение дохода в форме ренты (плата за пользование землей и др. ограниченными прород. рес-ми) Особенности рынка земли и ренты: DD–спрос на землю, S – предложение земли. Предложение не эластично, т.к. кол-во всегда одинаково => фактор, определяющий ренту, спрос на землю. Он зависит от цены прод-и и произ-ти самой земли. Точки, устанавливающие размер ренты, лежат на пересечении кривых спроса и предложения. При нормальном спросе (кривая DD) рента устанавливается примерно на уровне 3 (т.R); при увеличении спроса и сдвиге кривой спроса до уровня D1D1 рента будет рента будет равна 4; при увеличении спроса и сдвиге кривой до уровня D2D2 рента составит 2. Изменение величины экон. ренты не окажет влияние на кол-во предлагаемой земли, т.е. цена не будет выполнять ф-ю стимулятора предложения. Продавая землю соб-к теряет ежегодный доход – экон. ренту => соглашается продать на таких условиях, что при вложении в банк эта сумма будет приносить доход в виде процента не меньше суммы ренты. Цена земли зависит от 2 ф-ов: величины приносимой ренты и банковского процента. ,где Z – цена земли, R – рента, r – банковский процент





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.