Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ассоцианизма в первой половине ХIХ вв. (Т.Браун, Дж.Милль, Д.С.Милль, А.Бэн)




Развитие ассоциативной психологии в 19 веке, как никогда прежде, опиралось на мощную естественнонаучную основу, совершенствующуюся и постоянно углубляющуюся новую картину мира. Естественно-научный взгляд убеждал в необходимости преодоления субъективно-идеалистических попыток Дж.Беркли и Д.Юма превратить ассоциации в имманентное свойство сознания и объяснения сущности, содержания психических явлений из телесного субстрата, воздействия материальных причин.

Под влиянием достижений психофизики и психофизиологии из ассоциативной психологии вытеснялись теоретические схемы, основанные на учениях Р.Декарта и И.Ньютона. Ушла в историю и прогрессивная для науки 18 столетия физиология Д.Гартли. на первый план выдвигаются концепции, объясняющие ассоциацию как имманентно-психический принцип мыслительных и волевых процессов.

Томас Браун (1778-1820) предложил вместо термина «ассоциация» термин «суггестия» (внушение) Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. Т.Браун разделил эти законы на первичные (по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощущения, длительности и др.) Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.

У Т.Брауна появляется разделение между потребностями и мотивом: потребность – ощущение какого-либо недовольства, отражение эмоционального несоответствия; мотив – когда осознается, чего именно не хватает.

Единственным методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение. В связи с этим он развивает идеи виртуального анализа в психологии. Но в отличие от анализа в других науках, анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений: самое сложное чувство всегда есть одно чувство, нет половины чувства радости или скорби.

Джеймс Милль (1773-1836) – английский историк и экономист, вернулся к представлению о том, что сознание – это всего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма. Всякий опыт, по мнению Дж.Милля, состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сначала простые, затем – все более сложные). Никаких врожденных идей или спонтанных суггестий у субъекта не существует. Ощущения функционируют по закону ассоциации. Он выделял две причины ассоциаций: а) насколько живы ощущения, т.е. степень значимости для нас; б) частота повторения ощущений. Ассоциации бывают двух видов: одновременные и последовательные.

Дж.Милль сформулировал основной закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том же порядке, что и их оригиналы – ощущения. Единственным орудием анализа сознания он считал интроспекцию. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.

Сын Джеймса Милля – Джон Стюарт Милль (1806-1873) являлся, как и его отец, одним из властителей дум своей эпохи не только в Англии, но и в континентальной Европе. Джон Стюарт Милль стал говорить о «ментальной химии». Под этим имелось в виду, что в человеческом сознании происходит нечто подобное и тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементом, а именно – появляется новый продукт.

Многое из того, что воспринимается сознанием как простое ощущение (например, звук скрипки или вкус апельсина), - это результат синтеза многих компонентов, подобно тому, как например, вода представляется простой и единой, хотя она является соединением водорода и кислорода.

Этот постулат Дж.С.Миля оказал большое влияние на работу первых психологических лабораторий. В них возникла программа, ставившая задачу добраться с помощью эксперимента до исходных «атомов» сознания, из которых создается его сложный состав. И тогда психология получит нечто подобное таблице Менделеева. Такой, по представлению Милля-младшего, должна стать психология как точная наука об уме (сознании).

Александр Бэн (1818-1903) – профессор логики, английского языка, ректор Абердинского университета. Он использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. В своих работах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией, отстаивая концепцию психофизического параллелизма. Выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения: между «чисто» рефлекторным и «чисто» произвольным имеется широкий спектр действий, благодаря которым шаг за шагом достигается искомая цель. В понимании ассоциаций он считал первичным смежность ассоциаций, вторичным – сходство. Им выделялся особый вид творческих ассоциаций. Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Основное для него – ассоциация движения, цели и состояния удовольствия, которая приводит к возникновению целесообразных актов.

В учении об образовании произвольных движений А.Бэн использует понятие удерживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции, которые называл первичными свойствами (актами ума): различение, нахождение сходства, удержание впечатлений, способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.