Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии в БГПУ им. М. Танка




Еще в 1869 г. в Несвиже была открыта учительская семинария. В 1914 г. в Минске начал действовать учительский институт с городским училищем, которое работало при институте. В начале 1919 г. институт был реорганизован в педагогический с четырехгодичным сроком обучения. Позднее, в 1922 г., он был объединен с Белгосуниверситетом, став его педагогическим факультетом. Создание этого факультета дало начало «минской линии» в развитии высшего педагогического образования, поэтому годом рождения БГПУ им. М. Танка традиционно принято считать 1922 г.

В 30-е гг. в стране возросла потребность в учителях, поэтому 7 июля 1931 г. было принято решение реорганизовать педагогический факультет БГУ в Белорусский государственный институт (с 1935 г. Минский педагогический институт). В 1936 г. институту присвоено имя
А.М. Горького, в 1972 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Аспирантура при институте существует с 1934 г.

В 1993 г. институт переименован в Белорусский государственный педагогический университет. В 1997 г. университет получил статус ведущего педагогического вуза Республики Беларусь и награжден Указом Президента Республики флагом Беларуси.

На 1 марта 2000 г. на всех факультетах университета обучалось 16 тысяч студентов, 297 аспирантов и соискателей. В университете функционировали 6 специализированных советов по защите диссертаций. Университет готовит специалистов по 53 специальностям и специализациям. На трех факультетах осуществляется подготовка психологов.

Первая самостоятельная кафедра психологии и деятельность ее заведующего А.Я. Мышко

С момента создания института на кафедре педагогики читался небольшой курс общей, а затем и педагогической психологии.
В 1950 – 1956 гг. впервые в институте на базе кафедры педагогики была создана кафедра психологии.

Первым, исполняющим обязанности заведующего, а затем и заведующим кафедрой психологии был Матвей Яковлевич Мышко, кандидат педагогических наук (по психологии), доцент, который проработал в должности заведующего кафедрой психологии до 1956 г.

Состав преподавателей по психологии был следующий: профессор
В.Е. Смирнов, доценты Е.П. Ересь и Н.Г. Медведева, аспирант Ф.А. Калинин. Так, в протоколах заседания кафедры за 1952 – 1954 гг. подчеркивается, что преподаватели вели занятия по общей психологии, педагогической психологии и методике преподавания психологии.

В 1956 г. из-за сокращения контингента обучаемых опять произошло слияние кафедр педагогики и психологии. Кафедра педагогики и психологии работала в составе 14 человек. Заведующим кафедрой был доцент Максим Васильевич Макаревич, из 4 аспирантов был один по психологии:
М.С. Клевченя. На кафедре в это время работают и такие известные организаторы подготовки педагогических кадров в Белоруссии как
Н.Е. Лакин, С.А. Умрейко.

Особый период в развитии психологии в университете начинается с 1964 г., когда была вновь создана самостоятельная кафедра психологии. Кафедра была организована в июне 1964 г. путем выделения группы психологов в количестве 6 человек из кафедры педагогики и психологии. Заведующим кафедрой был избран доктор философских наук, профессор Вадим Михайлович Ковалгин.

Деятельность В.М. Ковалгина на посту заведующего кафедрой психологии (1964 – 1974 гг.)

Научная деятельность.

Научные интересы В.М. Ковалгина проявились в исследовании методических проблем психологии, материалистической диалектики. Основное его деятельность была посвящена изучению возрастной, детской, педагогической и социальной психологии. В 1963 г. вышла его книга «Рефлекторная теория ощущений», посвященная проблеме сущности ощущений как специфической форме чувственного отражения, как факту сознания, в отличие от периферической теории ощущений. Эта книга вышла в свет после защиты его докторской диссертации на тему «Рефлекторная теория ощущений».

Под редакцией В.М. Ковалгина в 1970 г. в Минске вышла книга «Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания». В ней рассматривались вопросы влияния взаимоотношений детей на воспитательный процесс, анализировались причины неуспеваемости, проблемы мыслительной деятельности детей.

В целях совершенствования преподавания психологии кафедра внедрила в учебный план методы программированного обучения, кинофильмы и различные наглядные пособия. Широко осуществлялась связь со школами и дошкольными учреждениями Минска и республики. Сотрудники кафедры вели большую лекционную и научно-пропагандистскую работу в Минске и областях Беларуси.

Учебная работа кафедры тесно связана с научно-исследовательской деятельностью. Результаты научных исследований публикуются в печати. Важной социально-психологической проблеме формирования личности ребенка в коллективе посвящена работа Я.Л. Коломинского «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», «Человек среди людей». В работе «Книга о семье» Л.Н. Рожиной, адресованной родителям, обращается внимание на использование книги в целях идейно-политического, нравственного и эстетического развития детей разного возраста. Развитию у ребенка чувства юмора посвящена работа Е.А. Бондаренко «Восприятие комического дошкольниками». В книге В.И. Жуковской «Беседы о воспитании» даются ответы на вопросы родителей по самым различным сторонам воспитания детей в семье. Помимо монографических изданий в 1970 г. кафедра выпустила сборник «Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания (психологический аспект)». Авторы этого сборника анализируют причины неуспеваемости школьников, освещают проблемы совершенствования мыслительной деятельности учащихся, показывают индивидуальные особенности усвоения учащимися литературных знаний, рассматривают вопросы влияния взаимоотношений между детьми на воспитательный процесс и другие проблемы.

История общеуниверситетской кафедры психологии после 1974 г. Деятельность ее заведующего Ф.И.Иващенко

Научная деятельность.

Работая в университете, Ф.И. Иващенко продолжил исследования психологических проблем трудового обучения и профессионального самоопределения учащихся. По этим и другим вопросам был издан ряд книг, пособий для учителей и научных статей. Всего же опубликовано более 140 научных работ, из них 4 монографии, 8 учебных пособий для учителей и студентов. Под его руководством подготовлено 9 кандидатов психологических наук.

В настоящее время Ф.И. Иващенко заним психологией взаимодействия воспитателя с детьми. Книга «Психология воспитания школьников» на университетском конкурсе заняла второе место. С 1977 по 1991 г. он был главным редактором республик научного сборника «Психология». Ф.И. Иващенко являлся членом ряда специализированных советов по психологии, читает курсы общей, возрастной, педагогической психологии, методологии научного исследования. Разработал спецкурсы по психологии воспитания, психологии высшей школы, психологии подростка.

Труд Ф.И. Иващенко в военные и мирные дни отмечен орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и др., грамотами Министерства просвещения РСФСР, Всесоюзного общества «Знание», ректората БГПУ им. М. Танка, знаком Министерства просвещения СССР «За отличные успехи в работе».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.