Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поля К. Левина




Предпосылки возникновения и этапы становления психоанализа З.Фрейда

Психоанализ З. Фрейда (1856 – 1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого – начала ХХ столетия и сопровождался следующими социально – политическими особенностями:

• крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни;

• соперничество политических сил либералов и консервантов и поражение либерализма;

• расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений.

Экономические потрясения (кризисы) порождают пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. Поэтому в конце ХIХ в. появляется интерес к бессознательному в широких сферах общественной жизни (в философии, художественном творчестве). Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психологических процессов признавалось, что «Я – не хозяин в собственном доме», были исторически обусловлены.

В первое время своей практики Фрейд использовал гипноз, но позже стал считать его неэффективным и нашел новый метод, с помощью которого пациент сам вспомнит – метод свободных ассоциаций.

* 1-й период психоанализа (1897-1905). В этот период психоанализ – это метод лечения неврозов. Появляются метод толкования сновидений и метод ошибочных действий.

* Второй период психоанализа (1906-1918) – это общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

* Третий период (1919-1939) – психоанализ оформляется и как философская теория. Фрейд создает новую структуру Я: ид, эго, супер-эго. Выделяет стадии психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, латентный период и генитальную.

 

 

Левин - единственный из гештальтпсихологов, который обратился к психологии личности. Но положения гештальтпсихологии нашли свое отражение в его теории личности. Это принцип целостности в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Ключевое понятие для Левина - понятие "динамического поля", где каждый пункт взаимодействует с другими, а изменение напряжения в одном из пунктов немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия.

Левин выдвинул тезис о том, что объяснить поведение можно только из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной конкретной средой в данное время. Прошлый опыт может влиять на субъекта, лишь в том случае, если сохраняется его актуальность "здесь и теперь".

Левин в своем учении исходил из того, что движущей силой человеческой деятельности в любых ее формах (поступок, мышление, память и т.д.) является намерение - потребность. Под потребностью Левин понимал "динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия". Отсюда название теории К. Левина - "Динамическая теория личности".

Заслуга К. Левина состоит в том, что он стремился подойти к изучению личности как к некоторому целому. Он доказал, что ассоциации как таковые не обладают собственной активностью и не могут служить побудителями человеческого поведения. Плодотворными оказались новые аспекты изучения человека: потребности и мотивы человеческого поведения, его цели и желания, его аффективная и волевая сферы.

Исследования проблемы целеобразования и целенаправленного поведения ввели в психологию комплекс важнейших понятий: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний и самооценка, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др.

Но теория К. Левина имеет свои недостатки. Графические символы "динамического поля" не могут во всей полноте объяснить своеобразие и развитие человеческой личности. Левин не придает значения содержанию потребностей. Выполнение намерения, по Левину, обусловливает лишь его динамическая сторона. Проблема содержания не включается и в понятие "временной перспективы", и в понятие цели. Говоря о причинах развития личности, Левин отдает предпочтение аффектам, не учитывает роли сознания. Он не видит общественно-исторической обусловленности развития личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.