Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы познания: диалектика и метафизика. 2 страница




Нет гармонии между верой и разумом. Истинна двойственна - одна веры, другая разума и они противоположны. Эти учения всё больше распространяют материалистические взгляды. В средневековье наступает кризис. Эти ученья приводят к разделению светских и религиозных властей.

Оккам выдвигает принцип: «Сущности не следует умножать сверх необходимости».

Труд - средство формирования воли, гармонии человека. Человек должен сам сделать себя. У каждого свой крест. Франциск Ассисский проповедовал монашескую нищету.

Вершиной схоластики было учение Фомы Аквинского (13 век).

Это мировоззрение носит название Томмизм.

С 1314 года Томмизм есть база Католицизма.

Главные произведения: «Сумма Теологии», «Сумма против язычников».

Фома выдвинул идею о гармонии веры и знания. Вера не противоречит разуму. Мы должны опираться на знание, но там где знания не достаточно нужно переходить к вере. Полного знания мы получить не можем. Фома Аквинский последователь Аристотеля. С точки зрения Фомы можно рационально доказать бытие бога. Он предлагает 5 доказательств:

- Самодвижения быть не может. Должен быть перводвигатель.

- У всего есть причина. Должна быть первопричина.

- Существует бесконечное количество возможностей и случайностей, но мир не случаен. Бог - необходимая причина.

- В мире наблюдается множество совершенных вещей, но различать мы их можем лишь на основании того, что есть некое высшее совершенство и это бог.

- Мир настолько целесообразно сотворён и гармоничен, что нельзя не предположить того, кто внёс эту целесообразность в мир. Бог - чистая форма.

 

Материя вносит индивидуальное целесообразие форм. Универсалии существуют трояко: в уме бога, в вещах, в уме человека.

Лучшая форма правления для Фомы - монархия. Светская власть вторична, а религиозная - первична.

Показал гармоническое отношение между верой и знанием; они дополняют друг друга; имеют различные объекты. «Понимай чтобы верить». Критикует авероистов (в основе бытия лежит безличный разум). «Нет ничего прекрасней во всей вселенной, чем индивидуальность человека». Использует, как и Аристотель, категории материи и формы. Форма - активное движущее начало, Материя - пассивное. Соединяясь они образуют вещь. «Форма - душа тела, но в создании человеческой личности участвует и материя». Несмотря на приверженство Аристотелю, душа бессмертна, как и у Платона. Подчёркивает роль папы Римского. Учение Фомы - «Томизм» (Это официальное учение католической церкви).

11 Антропоцентризм, Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

Одна из важнейших черт эпохи Возрождения связана с идеей антропоцентризма - это выражалось в том, что человек рассматривался как самое высшее из созданий, причём сравнимое даже с богом. Человек не просто творец, но и сотворец бога.

Итальянские гуманисты: Лоренцо Ваула, Пика дела Мирандола - они были приверженцами идей антропоцентризма.

Эпоха Возрождения идеализирует человека, он представляется безгрешным. Красота тела - вот что больше всего интересует деятелей культуры. Это оптимистическая, верящая в человека эпоха. Верующий человек высмеивается представителями буржуазии.

Под влиянием Нео-Платонизма (всё единое и единое есть бог) рождается представление о том, что сама природа божественна. Эпоха возрождения пронизана пантеизмом.

Теодицея - раздел философии, оправдывающий бога перед лицо существующего в мире зла. За зло ответственен свободный выбор человека. Если бог входит в материю (пантеизм), то он становится ответственен за существующее в мире. Из-за этого все учение философов-пантеизмов рассматривались как ересь.

Возрождение диалектических идей - следующая важнейшая черта эпохи возрождения. Наиболее яркий диалектик этого периода - Джордано Бруно.

В этот же период появляются и материалисты (например Телезио).

Возникшее у Фомы понятия индивидуальности выходит на первый план. С одной стороны человеческое знание постепенно освобождается от гнёта догматизма, но с другой стороны человек не видит ничего выше самого себя. Он себя равняет с богом и это в конечном счёте кончается мыслью о том, что я сам себе бог.

Антропотеизм - я сам бог (вершины достигнет в философии Фейербаха).

Николай Кузанский. Родился в Германии в семье крестьянина. Получил университетское образование. «Об учёном незнании» - главная работа. Развивает мистический пантеизм. Берёт Нео-Платоническую идею о том, что единое есть всё и ему ничего не противоположно и говорит о том, что в едином сочетаются абсолютный максимум и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и есть бог. Если отстранить бога от творений, то останется ничто. Природа - есть результат развёртывания из божественных глубин. Божественное существо - свёрнутый мир.

Упоминает идею о существовании души мира. Эпоха возрождения одухотворяет природу. Человек - есть космом в миниатюре; микрокосмос.

Джордано Бруно. Опирается на взгляды Кузанского. Исповедует идеи пантеизма. Стремился высмеивать кажущиеся ему детскими представления о боге. Для него бог - вся вселенная. Ево взгляды привели к тому, что его начали преследовать. Он много скитался, но в конце концов он вернулся в Италию и его поймали. Джордано был сожжён. Он вошол в историю философию, как говоривший о бесконечности вселенной и миров; всё всегда движется, даже небо - это чисто диалектические взгляды.

Италия была страной раздробленной. Это давало почву для социологов.

Николо Маккиавелли. Он задумался над тем, как прекратить интервенцию. Он думает над наилучшим историческим устройством, над историческим процессом.

«В истории нет никакой поступательности. Всё возвращается на круги своя. Есть лишь хаотическое движение. История, как песочные часы». В социальном мире царствует хаос и постоянные столкновения между людьми. Однако, человек может от этого защититься. Побеждает в жизни либо человек, либо судьба. Человек по природе зол и эгоистичен, человек - существо, которое не желает следовать никаким законам. Чтобы восстановить нормальный ход вещей необходимо драконовское законодательство, которое бы обуздало постоянную борьбу людей друг с другом. «Речи о первых 10 главах Тита Ливия (историк)» - в этой работе Николо выступает за республиканские идеалы. Народ - глас божий, но взгляды Николо постепенно меняются. Главная черта человека в республике - ответственность, обязанность и уважение к закону. С иным народом не построишь ни демократию, ни республику. Приходит к выводу, что лучшая форма правления для тогдашней Италии - Монархия. Это описывается в работе «Государь». Это произведение адресовано князю Флоренции. Государь должен себя вести и как зверь, и как человек. Он должен сражаться и утверждать себя как силой, так и законом. Будучи зверем государь должен быть одновременно и львом и лисой. «С волками жить - по волчии выть». Цель оправдывает средства - формула жизнь Маккиавелли. Для Николо соединяются в одном лице гений и злодейство. Нужно сделать всё, чтобы княжеская власть Италии помогла объединить государство.

Аморализм - это когда все средства хороши.

Не церковь должны быть во главе государства, а светская власть должна быть во главе. Так постепенно закатывается власть римских пап.

Томас Мор. Проживал в Англии. Обращается в поиске наилучшего устройства Англии к творчеству Платона. Если Маккиавелли прикладной политик, то Мор удаляется в фантазию, рисуя новое общество, которое он хочет создать.

Мор - известный государственный деятель, приближённый к королю. Умный теоретик. «Утопия» - главный труд. Трактат делится на две части: в первой Мор разбирает условия, в которых находится Английский народ, и делал виноватых в этом власть придержащих. Частная собственность - причина всех бед, так как находится в руках маленькой верхушки. Вторая часть трактата посвящена обрисовки идеального устройства. «Это не царство церкви. Это царство разума».

В основе лежит платоновская республика. Главное в государстве для Мора - материальное благополучие. В этом государстве трудятся все. Находится это государство на острове, не далеко от Америки. Государство построено на общественной собственности на средства производства. Сделать людей счастливыми - сделать их материально благополучными. Работать люди должны по шесть часов в день. Главное - чтоб все работали. Неприятную работы выполняют рабы (преступники) или военнопленные. Рабство диссонируется с основной мыслью утопии. Второй диссонанс возникает в связи с возможным нападением на эту утопию. Воевать будут наёмники.

Томаса Кампанелла. Происходил из очень простой семьи, был сыном сапожника. Попал на обучение к монахам. Был пантеист. Прославился главным образом своими политическими взглядами, изложенными в работе «Город солнца».

В месте его жительства была испанская интервенция. Томаса вошёл в группу заговорщиков против неё. Был пойман и посажен на 27 лет, где и писал свою работу. Население в идеальном государстве ведёт философскую жизнь в коммунизме. Собственность общественная, ибо частная стимулирует пороки. Во главе государства находится философ - метафизик. В подмогу ему утверждены могущество, мудрость, любовь (советники). В этом богатом государстве работают все, но по 4 часа в сутки и постепенно это время сокращается

12.Эмпиризм Ф.Бэкона Гоббс Локк

Основоположник философии нового времени - Фрэнсис Бэкон. Его интересуют вопросы, связанные с развитием наумки: «Почему наука до сих пор не способствовала благу общества?», «Как построить модель будущего функционирования науки?». Бэкон происходил из знатной семьи. Был лордом-канцлером Англии. Главные произведения: «Великое восстановление наук» (части: о достоинстве и приумножении наук, новый арганон или истинные указания для истолкования природы).

«Знание - сила» - глвный лозунг философии Бэкона. Это мировоззрение прямо противостоит схоластике.

Почему науки не были развиты:

- Потому, что было мало эпох, когда люди были заинтересованы в развитии наук;

- Было мало государей, которые были заинтересованы в развитии наук;

- Было мало учёных;

- Давлел догматизм схоластики;

 

Настоящий учёный должен освободится от призраков (идолов), мешающих правильно постичь природу.

Призраки:

11. Призраки рода - судят о природе по аналогии с природой человека;

12. Призраки пещеры - субъективизм;

13. Призраки рынка - ходячие суждения; мнения, которые взяты без критического отношения;

14. Призраки театра - слепая вера в авторитеты (в том числе философские);

 

Действительность нужно познавать через наблюдение, обобщение, индукцию, эксперимент. Бэкон - материалист.

К религии он относится сдержанно. «Религия - звено, связывающее общество. Религия не даёт развиваться эгоизму».

«Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве. Разум ничего не привносит». Главное - опыт. Кроме обобщения и систематизации разум ничего не даёт. В этот период наиболее развитая наука - механика, поэтому всё рассматривается по аналогии с механизмом.

«Новая атлантида» - проект государственной организации науки. Бэкон описывает в работе научно технический центр «Дом Саломона». Он организует исследования, распоряжается производством и природными ресурсами, внедряет в быт и хозяйство достижения науки и техники. Начиная с Бэкона формируется принципиально новое отношение к природе - потребительское. Природа - то, что нужно поставить на колени. Задача науки - приносить непосредственную пользу человеку и обществу. Утилитаристическое отношение к науке и природе.

Последователь Бэкона - Английский Гоббс.

Работы Гоббса: «Элементы законов естественных и политических», «Левиафан». Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве. Всё наше знание мы черпаем из ощущений, из эксперимента. В опыте мы встречаем тела естественные и искусственные. Естественные тела - тела природные. Искусственные члены - социальные механизмы. «Государство - величайшее искусственное тело».

По современной философии государство - организм, а по тогдашней - механизм.

В Англии при Гоббсе происходят революционные процессы. «Существует не только государственно, но и до государственное состояние и оно есть естественное».

Человек по природе зол и в естественном состоянии происходит борьба всех против всех. «Человек человеку волк». Для того, чтобы люди не уничтожили себя в вечной войне создаётся общественный договор и рождается Государство. Оно создаётся путём одномоментного договора. Человек отдаёт государству самое главное - собственность. «Собственностью может и должен распоряжаться монарх». Также монарх распоряжается свобой совести. В результате общественного договора люди сами делегируют власть государю. Государство в ответ гарантирует людям мир. Своё государство Гоббс называет «Левиафан». Оно пожирает права человека. Религия должна выполнять подчинённую роль по отношению к власти. Свободное толкование Евангелие ведёт к усобию.

 

Локк. Он как эмпирик исходил из следующего тезиса: «Человеческая душа до всякого рождения - чистая доска (Tabula rasa)». В процессе опыта доска заполняется. Эмпирики рассматривали человека в плане познания, как существо пассивное, а не творящее. Он просто пассивно воспринимает информацию. Человек познавая окружающий мир имеет представление не только о данном мире, но также он имеет представление о собственном внутреннем мире. Человек имеет самосознание - рефлексия. У человека помимо внешнего опыта есть опыт внутренний - это и есть рефлексия. С точки зрения Локка у всех явлений есть две стороны - субъективная и объективная. Он вносит в восприятие окружающей действительность элемент субъективизма. Теоретик либеральной теории государства. «Человек по природе добр». Чтобы улучшить свои отношения человек через договор создаёт государства. В государстве обязательно должно быть разделение властей. Власть должна быть исполнительной и законодательной и последняя должна быть главной. Законодательная власть принадлежит парламенту - он всё решает. Однако, есть и третья власть - федеральная, которая принадлежит королю и связана эта власть с международными отношениями. Тройственное деление властей. Федеральная и исполнительная подчиняются законодательной

 

13. Рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница. Виды рационализма

Рене Декарт. Дуалист. «Рассуждения о методе», «Начало философии».

Начинает с сомнения. Доказательство моего существования - сомнения. Сомнения - мысль. «Я мыслю значит я существую». Cogito ergo sum.

Принцип интеллектуальной интуиции - если я нечто воспринимаю ясно и раздельно, то оно обязательно существует.

Сознание позволяет увидеть:

19. В основе всего находится божественное существо;

20. Существует природа;

 

Из бытия отдельного человека Декарт выводит существование бога и природы.

Главным свойством духа является мышление. Главным свойством материи является протяжённость. Бог соединил в человеке два параллельных начала. Главенствующую роль в познании играет Дедукция. Она обязательно должна опираться на интуитивно постигаемые аксиомы. Порядок расположения аксиом, процесс изменения их - важные черты метода Декарта.

Философия рационализма идёт от общего к частному.

Бенедикт Спиноза. Родился в Голландии. В основе бытия лежит природа. Также придерживался дедуктивного метода. Природа делится на две части: творящую и сотворённую.

Неотъемлемые свойства природы:

8. Протяжённость;

9. Мышление;

 

Душа человека - частное проявление природы или модус. Спиноза - пантеист.

Между эмпиризмом и рационализмом шла острая борьба, особенно между Декартом и Локком. Декарт считал что у человек существуют врождённые идеи, а Локк, что душа человека - пустая доска.

 

Лейбниц. Попытался соединить линии рационализма и эмпиризма. «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология». Лейбниц - плюралист. В основе бытия - куча маленьких психических частиц - монад. Лейбниц считает, что монады сотворены божественной субстанцией - монадой монад. У монад есть свои характеристики и градация. Монады различаются по степени восприятия окружающей действительности. Есть монады низшие (слабое восприятие), пробуждающиеся монады (растительный и животный мир), высшие монады (человеческая душа). Монады различаются между собой также и потому, как они относятся к окружающей действительности: более действенные и менее действенные. Активность манады - её важнейшая характеристика. Монада находится в непрерывной деятельности. Лейбниц не признаёт наличие врождённых идей. Наше познание начинается с чувств. В нашем сознании есть некоторое до опытное знание, которое развивается на протяжении жизни. Наше знание начинается с чувств, но ими не заканчивается; подлинное знание - теоретическое, умозрительное, связанное с проникновением в самую суть явления.

Манады закрыты. Богом создана предустановленная гармония между монадами. «Мы живём в лучшем из миров».

 

Философия нового времени разрабатывает новый метод познания: одни представители были ограниченными рационалистами, другие - эмпириками. Лишь Лейбниц начал соединять эти начала.

 

14. Философия эпохи просвещения.

«Мнения правят миром». Идеи изменяют исторический процесс. Представители этого направления были материалисты. Лишь двоё были идеалистами: Паскаль, Руссо.

Сильнейшее влияние на философию этого влияния оказали английские эмпирики.

Философы этого времени - энциклопедисты. Энциклопедия аккумулировала знания из всех областей действительности. Энциклопедию писал Дидро.

Эпоха просвещения не создала ничего нового, но сделала философию светской дисциплиной. Эта философия явилась духовной подготовкой французской буржуазной революции.

Философии этого времени характерна метафизичнось. Субъект познания пассивен.

«Человек-машина».

Материализм Гальваха отрицал наличие случайностей. Всё в мире необходимо. Эпохе характерны элементы фатализма. Развитие разума движет историей.

«Идеи правят миром» (имеются ввиду просветительские, научные идеи).

Тьери и Гезо - возрождают идею прогресса в светском смысле (19 век).

Вольтер не внёс ничего нового в философию, но был её активным популяризатором - вывел философию в светский круг, сделал её популярной.

Руссо стоит у истоков идей французской революции; создал труд «Об общественном договоре». Главное зло собственность и отсутствии демократии. Является сторонником прямой демократии. У Руссо нет разделения властей - он радикальный демократ. «Охлократическая демократия». Эти идеи лягут в основу якобинской диктатуры. Есть грань, разделяющая не цивилизованный мир и цивилизованный. Европейская цивилизация таит в себе тенденции к деградации, душевному излому.

Вольтер был антиклерикал. Постоянно критиковал церковь. В отличии от Руссо, Вольтер не был революционером. «Если бы бога не было, то его следовало бы придумать»; ибо вера выступает уздой, нравственной границей. Философия этого периода выступает с идеей социального братства. Многие мыслители были последователями Локка, были сенсуалистами. Спорили с представителями рационализма. Французские философы хотели ограниченную монархию с представительными учреждениями, с представителями из буржуазии.

Монтескье. «О духе законов». Для каждого государства законы должны быть разнообразны.

Законы страны зависят:

10. От физической природы каждой страны - от климата, от почвы, от величины страны, от географического положения;

11. От нравов и наклонностей жителей;

12. От религий;

13. От богатства государства;

14. От количества населения;

15. От исторически сложившихся традиций;

Лишь в редчайшем случае законы одной страны совпадают с законами другой. Выдвигал либеральную идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Эти власти должны быть независимы друг от друга. Законодательная власть главенствующая.

 

15. Кант

Кант. Родился в Калининграде в 1724 и умер в 1804. Основоположник немецкой классической философии. Дуалист.

Первый период философии - докритический. Кант восторгается Бэконом. Говорит о генетической связи между разами, об истории солнечной системе.

В 1770 году состоялся переход к критическому периоду. Это связано с тем, что она знакомится с работами Юма. В этот период Кант пишет три работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеология - излюбленное направления Канта. Критический период связан со способностью познания. Кант задаётся вопросом: «Как возможно наше чистое внеопытное знание?».

Существует некоторый объект познания и существует субъект познания (в смысле всеобщий, трансцендентальный). «Является ли человеку объективный мир?» - «Да!». Объективный мир существует независимо от нас - это тезис материалиста.

Этот объективный мир воздействует на человека. Это воздействие заключается в создании в субъекте хаоса различных впечатлений. Этот хаос нужно систематизировать - это задача рационального познания. У человека существуют априорные формы мышления и априорные формы чувственности. Пространство и время - формы чувственности, доопытные. Понятия мышления - причина, следствие, единство, множество, необходимость, случайность - эти понятия помогают нам анализировать окружающую действительность. Субъект познания не чистая доска, так как есть априорные способности. С помощью эти априорий человек анализирует мир и создаёт нечто новое. У человека есть интеллектуальное воображение и с помощью него можно создавать новые понятия.

«Разум приписывает законы природе».Человек создаёт мир. Кант показал активность субъекта познания, человека.

Основные сферы интеллектуальной деятельности по Канту:

16. Смекалка. Умение применять правила или законы в конкретных обстоятельствах;

17. Рассудок - основа науки;

18. Разум - имеет дело с идеями (благо, добро, красота, вечный мир, совершенное государство и тд); идеи разума выполняют регулятивную функцию;

Идеи разума - идеалы, выполняющие крайне важную для человечества функцию.

Человек не в состоянии познать некоторые предметы, например: душа, бог, мир в целом, т.е. то что мы непосредственно не видим. Когда наш разум пытается постичь эти вещи, охватить мир в целом, то он вступает в неразрешимые противоречия. Эти противоречия есть необходимый спутник человеческого сознания.

Противоречия, антиномии:

- Мир имеет начало во времени и пространстве / мир во времени и пространстве безграничен;

- Всё в мире состоит из простого / всё в мире состоит из сложного;

- В мире существует причинность через свободу / никакой свободы нет - всё есть природа;

- В ряду мировых причин есть некая необходимая сущность (бог) / в этом ряду нет ничего необходимого - всё в нём случайно;

В своей теории познания Кант выступает как Атеист и опровергает доказания Фомы Аквинского через противоречие: вводится понятие существования вещи, которая мыслится как возможная, допускается первопричина мира, но она не доказывается; возможность выдаётся за действительность. «Никак нельзя доказать бытие бога» - нашего рационального мышления не достаточно.

«Мне пришлось ограничить знания, чтобы дать место вере».

Между объектом и субъектом познания стоит невидимая стена. Внутрення сущность объективного мира скрыта. Кант частичный агностик. Кант одной стороны материалист, а с другой идеалист. «Наши понятия без опыта пусты, а наш опыт неопосредованный понятиями безплоден». Кант осуществляет синтез эмпиризма и рационализма.

Этика Канта. Главный вопрос этики Канта: «Как вообще возможна нравственность?». Это обсуждается в работе «Метафизика нравов» и «Критика практического разума».

Нравственность возможна потому, что существует автономная добрая воля.

«Две вещи вызывают во мне удивление: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Социальное развитие ведёт к нравственности как и религия, однако Кант считает что нравственность связана со свободной волей каждого индивида.

Какой поступок нравственный:

10. Бескорыстный;

11. Совершённый без всякого принуждения;

т.е. это свободный поступок.

- Общезначимый поступок;

Категорический императив Канта:

15. Поступай так, чтобы правила твоего поведения соответствовали всеобщему законодательству;

16. Никогда не используй ни человечество, ни человека, в том числе и самого себя, как средство для достижения целей; человек - самоцель;

Добродетельное поведения приводит к счастью - в теории.

Мы должны признать бессмертие человеческой души и существование бога - без них бессмысленно делать добро, ибо на практике добродетельный человек не всегда счастлив. Человек - животен, а значит по природе зол, но у человека есть добрые задатки. Добрыми не рождаются, а становятся.

Развитие задатков зависит от этичности общества, в котором находится человек.

 

  1. Философская система и метод Гегеля

 

Гегель.

Главное произведение – «Феноменология духа». Подлинный субъект развития – дух. Это абсолютный дух, абсолютный разум, абсолютная идея и она находится в постоянном развитии. Начало развития есть развитие в понятиях: сначала некоторое положение, потом изменение этого положение и появление нового тезиса. Это развитие разума в самом себе. Этому разделу соответствует логика.

Далее происходит отчуждение духа, идеи от самой себя, и возникновение природы. Природа – это отчуждение идеи. Идея воплощается в природные процессы. Это раздел у Гегеля «философия природы». Третий этап развития абсолютного разума – воплощение природы в человека и общество. Это философия права и философия религии.

Используются 3 закона диалектики: борьбы противоположностей, переход количественных явлений в качественные, отрицания отрицания. Это законы развития – перехода к более совершенному состоянию.

Отрицание отрицания –моменты развития. Сначала идёт некоторое положение, затем его отрицание, затем отрицание отрицания (тезис – антитезис – синтакс). Идею развития по трёх фазному циклу Гегель применяет ко всем сферам жизни. Переход количества в качество Гегель приводит к узловой линии мер. Переход из состояния в состояние – скачок. (пример – кипение воды). Мера – определённое соотношение количества и качества, которые дают определённый результат. Гегель считает что по этим законам можно объяснить всё. Гегель – рационалист (как по методу познания, так и по разумному началу в основе мира). Всё что происходит в мире мы можем объяснить по законам логики. Сущность философии – это эпоха, схваченная в мыслях. Чтобы уловить происходящий процесс – нужно отойти от него на историческое время. Большое видится на расстоянии. Гегель также Панлогист – всё по законам логики, всё внутренне разумно. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно. Хитрость разума всё побеждает в истории.» Гегель абсолютнейший рационалист.

Государство – вершина общественного развития. Там где появляется государство, там происходит шествие бога в мире. Государство – продукт развития абсолютной идеи. Гегель анализирует исторический процесс через призму «свободы». «История – это прогресс в познании свободы.» Абсолютный разум осознаёт себя в первых деспотиях – свободен лишь 1. Далее появляется Греция – свободны некоторые. Далее Рим – появляется правовое оформление свободы. Вершина общественного развития – Германский мир (подразумевается Европейский мир). Это конституционная монархия в которой и живёт сам Гегель. Здесь соединяется христианство с идеей конституции. Этот процесс развития – путешествие абсолютной идеи. На протяжении истории идея переходит от народа к народу. «Свидетельством того, что дух является в данном народе, является военная победа» (не смотря на то, что военная победа была за Русскими). Война необходима для народа – она дисциплинирует нацию. В отношениях между народами нельзя руководствоваться договорами. Нужно руководствоваться интересами самого государства (право сильного). Гегель с одной стороны диалектик, но с другой стороны ввёл предел развития.

Природа по Гегелю также не развивается во времени, а только многообразится в пространстве. Вершина философского развития - философия самого Гегеля – в ней происходит самопознание абсолютного духа. В философии Гегеля есть противоречие между методом и системой. Гегель – настоящий сын немецкой нации.

После Гегеля формируется два направление: младогегеянцы (революционное крыло, Карл Маркс), консервативное крыло.

17. Фейербах.

Абсолютная идея Гегеля – мистика. Если Гегель идеалист и диалектик, то Фейербах – материалист. «Мысли о смерти и бессмертии» - анонимная, атеистическая работа. В ней он отрицает бытие бога. За её написание Фейербаха лишают возможности преподавать на всю жизнь.

В основе бытия находится природа – она является первым. Дух является вторым. Человек – природное существо, чувствующее существо. «Я чувствую – следовательно я существую». Критикуя Гегеля он пишет: «Не было бы природы, она не произвела бы логику из себя». Поддерживает революционные начинанья. «До сих пор не станет лучше, пока последнего короля не повесят на кишках последнего попа». Главная атеистическая работа – «Сущность христианства». В ней он стремится выяснить причины существования христианства как религии. Называет следующие причины:

1. Невежество, незнание; не бог создал человека, а человек создал бога, по образу и подобию своему;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.