Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы познания: диалектика и метафизика. 5 страница




Суждение – следующая форма рационального познания, представляющая из себя определенную связь понятий.

Третья форма рационального познания – умозаключение. Это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений. Умозаключение обычно организовано в виде мыслительного перехода от одной группы суждений, которые называются посылками, к другой группе суждений, называемых заключениями.

 

 

34. Проблема истинности в философии. Критерии истинности (?????)

35. Наука в системе духовной культуры общества (?????)

36. Научное и вненаучное познание

1. Первая и основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ — характерная черта научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом — ниже).

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.

В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими

Вненаучное познание – это совокупность познавательных дей­ствий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой уста­новки познания. Это познавательные действия и процессы, происходя­щие в производственной, военной и любой другой деятельности, а также религиозном освоении мира. Эти виды деятельности невозможны или малопродуктивны, если их познавательная составляю­щая не получила соответствующего развития (наиболее отчетливо это проявляется в практически-преобразующей деятельности).

 

Генетически исходной формой вненаучного познания является обыденное познание. Это форма познавательного освоения реально­сти, осуществляемого в русле неспециализированных или, как пра­вило, не отличающихся высокой степенью специализации конкрет­ных видов человеческой деятельности (поддержание необходимого санитарно-гигиенического и эстетического состояния жилья, приго­товление пищи, лечение в. уход за больными в нетяжелой форме и др.).

 

Художественное познание — впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь в философии искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что не доступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Наука способна описать эти явления в общем. Но «печаль вообще» не существует. Есть конкретные переживания конкретного человека. Художник (в широком смысле слова) отличается от обычного человека тем, что он способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому произведение искусства становится понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации, переживания. Таким образом, художник и субъект восприятия (читатель, зритиель. слушатель) вступают через произведение искусства в диалог, в процессе котрого всякий раз рождается новая, робогащенная личным и историческим опытом истина.

 

Религиозное познание — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н. А. Бердяев). Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится мир «дольний». Отличается тем, что основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.

 

37. Структура и методы научного познания

 

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким образом эмпирические и теоретические методы.

К эмпирическим относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение – количественная характеристика свойств объектов; сравнение – сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент – исследование в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить процесс явления при повторении условий.

К теоретическим методам относятся: формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом; гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

2 типа форм познания, каждое из которых разворачивается в три этапа:

 

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:

Ощущения. Под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы;

Восприятие. Это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы;

Представление. Это возникающее в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

 

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ:

Понятие: форма мышления, отражающая предметы в их существенных и отличительных признаках;

Суждение. Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, явлениях, их свойствах, или отношениях.

Умозаключение. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

 

 

38. Проблема человека в философии.

 

Философская антропология – это раздел философского знания, социально-занятый осмыслением человека. Она отличается от других наук широтой подхода. ЕЕ интересует человек никак представитель отдельного племени, народа и культуры, а человек вообще. Для философской антропологии характерно признание того факта, что человек есть исключительное существо или особый род сущего.

Существуют различные версии по поводу возникновения человека: 1) религиозная точка зрения, согласно которой человек – это образ и подобие Бога; 2) инопланетарная версия, т.е. человек произошел в результате вмешательства внеземных цивилизаций; 3) научная теория, основанная на эволюционной теории Дарвина; 4) марксистская теория (орудийно-трудовая), т.е. Энгельс дополняет идеи Дарвина учением о трудовой деятельности и членораздельной речи наших предков.

Было обнаружено, что стоянки были привязаны к территориям южно-африканских равнин. Именно здесь был высокий уровень радиации, что послужило причиной мутации.

Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.

Основными факторами антропосоциогенеза являются: природный, экономический, социальный, антропологический.

Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способное к целесообразной и творческой деятельности.

Если человек это существо животное, то он родственен биологическому виду, но это противоречит, т.к. когда животное рождается оно знает, что делать, а человек нет. Человек при рождении получает генетическую программу. Человек живет и развивается в искусственной среде, которая стоит между природой и человеком, т.е. это культура. Это человек получает в процессе социализации, и только в обществе с себе подобными человек становится человеком. Т.о., человек сочетает в себе два начала: 1) природное, биологическое; 2) социальное, приобретаемое в течение всей жизни. С одной стороны человек выступает как любой живой организм, а с другой он – существо уникальное, а значит судьба каждого из нас не предсказуема и универсальная, способная к любому виду деятельности и прежде всего к творчеству (эта черта отличает нас от животных).

Человеческое бытие как философская проблема.

Сущность – это то, что отличает один предмет от другого.

Сущностью человека является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или косвенно в общественные отношения, совокупность которых образует общество. Речь идет о всей совокупности общественных отношений, материальных, идеологических, настоящую и прошлую.

Человек аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь комплекс общественных отношений, и, т.о., реализует свою социальную сущность. На этой основе возникает еще одна сущностная характеристика человека – это разум. Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается его существованием. Если сущность человека – это общая характеристика рода, то существование каждого индивида всегда индивидуально.

Проблема человеческого существования нашла свое отражение в экзистенциализме.

Смысл человеческого бытия. Понимание человеческого бытия связано не с внешней областью мира, а с областью внутренней духовной.

Соловьев сделал упор на нравственное содержание смысла жизни, а Ницше – в эстетической красоте. Марксизм видел смысл человеческого бытия в осуществлении человеком активно преобразующей деятельности.

Компоненты понимания смысла жизни: любовь и семья, любимое дело и трудовая карьера, борьба и самосовершенствование, служение на благо другим, поиск удовольствий, познание мира.

Проблема свободы и ответственности.

Свобода – это способность человека выбирать и ставить перед собой цель. Предвидеть в сознании результат своих действий. Сами цели при этом лишь тогда имеют смысл и оправдание, когда они не противоречат реальным условиям окружающей среды.

Свобода личности делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя свобода личности по настоящему может реализовываться только в условиях внешней свободы, однако сама по себе внешняя свобода не гарантирует свободы внутренней.

Модели реализации человеком своей свободы: 1) когда есть совпадения интересов личности с интересами общества; 2) когда есть конфликт между ними; 3) когда личность изолируется от общества и уходит в себя; 4) когда личность приспосабливается к окружающим обстоятельствам.

Свобода лично так или иначе предполагает ответственность: юридическая, моральная и т.д. И с этим обстоятельством связано понятие «бремя свободы» или «бегство от свободы».

 

39. Понятие общества. Основные сферы общ жизни и их единство

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития

Философский анализ общества выделяет основные сферы общественной жизни. Основными сферами общественной жизни, функционирования и развития общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей; отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.

Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также исциональных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитании молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности государства, классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений. Их деятельность происходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отношений господства ведущих социальных сил, их политических институтов, подчинение им масс населения. Политика выступает как концентрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, например, художественные творения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино. Но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведения, различные чувства и т.п., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Целостность общества формируется на базе внутреннего взаимодействия основных сфер общественной жизни, которое носит сложный характер. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства материальных благ обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества - одно из системообразующих начал, связывающих воедино все проявления общественной жизни. И как дом нельзя сводить к его фундаменту, так было бы неправильно сводить общественную систему к экономическому началу, к материальному производству. Не меньшую роль играет духовное производство.

 

40. Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества (????)

41. Периодизация человеческой истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.

Задача философии истории - определить, является ли история человечества универсальной, единой в своих основах, либо расчлененной на несовместимые части, а также каковы объективные критерии и ступени поступательного развития общества, какие из них она уже прошла, а какие ей еще предстоит пройти.

 

Для того чтобы история человечества предстала перед нами в своем единстве,

целостности и многообразии, чрезвычайно важно правильно и обоснованно подойти к

проблеме ее периодизации. При этом необходимо избегать, с одной стороны,

смешения ступеней последовательного восхождения человеческого общества на

очередной уровень технологического, социального и культурного развития той или

иной цивилизации, с другой - абстрагирования от исторического состояния

человечества в целом, достигнутого уровня развития всемирной истории.

 

Формационный подход

 

Особенности

 

* Общественно-экономическая формация (ключевое понятие) представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

* Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

* Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и пост-социалистических странах.

* Достоинства формационного подхода - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

* Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формаций, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Механизм перехода от одной формации к другой

* В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка -государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

* Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

* Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) -возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Формации

* Первобытная;

* "Азиатский способ производства"- особый политико-экономический тип общества (фактически - шестая формация). Был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек;

* Рабовладельческая общественно-экономическая формация;

* Феодальная общественно-экономическая формация;

* Капиталистическая общественно-экономическая формация;

* Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего).

Цивилизационный подход

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Типы цивилизаций

* Основные цивилизации, которые оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации:

o шумерская;

o вавилонская;

o минойская;

o эллинская (греческая);

o китайская;

o индусская;

o исламская; o христианская; o некоторые другие цивилизации.

* Локальные цивилизации, замыкающиеся в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущие силы истории

* вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

* ответ цивилизации в целом на вызов;

* деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Внутренняя структура цивилизации

* Творческое меньшинство;

* Инертное большинство.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать ее. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Стадии, через которые проходит каждая цивилизация

* зарождение;

* рост;

* надлом;

* дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

42. Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории(???)

43. Духовная жизнь общества. Специфика духовной жизни общества и личности, их диалектическое единство (???)

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

44. Культура и цивилизация: многообразие форм, особенности взаимодействия..

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

1. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

2. качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

3. особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.

Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.

Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.

Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому

цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

45. Глобальные проболемы: философский аспект (????)

 

46. Проблемы управления в истории филос мысли(???)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.