Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение рационального и иррационального в научном познании




Наука как социальный институт.

Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Общественные ценности - разделяемые идеи и идеалы.

Основа социального института – потребности в создании порядка. Если потребность пропадает или утрачивает свою актуальность, то социальный институт или распадается, или становится тормозом общественного развития.

Процесс институализации – определение и закрепление социальных норм и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Характеристика науки:

1. Наука – это специализированная, рациональная форма познания. Н. – результат деятельности рационального сознания с элементами чувственного и рационального познания (нерациональности).

2. Наука – особый вид знаний. Н. оперирует различными формами знания:

А) Эмпирическое З.: факт

Б) Теоретическое З.: гипотеза, концепция, теория, научное направление.

3. Наука – особый вид деятельности (познавательной). Цель, получение нового НЗ.

4. Наука – специализированный институт общества, некая совокупность профессиональных сообществ, имеющих цель, логику развития и единую систему норм, правил и образцов деятельности.

Две черты науки:
Внешняя черта Внутренняя
Н. – профессиональная организованная деятельность, направленная на производство нового НЗ. Н. – это система объективно истинных, логически взаимосвязанных, системно организованных НЗ, использующих для своего производства систему научных методов, форм, подходов и приемов (система научного инструментария).
Функции Н.
Мировоззренческая Социальная Производственная сила Объяснение и понимание Прогностическая

Н. как соц. институт – это устойчивая совокупность профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.

7 ступеней развития:

1) 12-13 вв. возникли первые научные школы и университеты (Парижский, Оксфордский, Кэмдриджский, Неапольский…)

2) в 12 в. основным накоплением закрепления НЗ является книга, которая значительно ограничивает возможности научной коммуникации. В связи с этим в 12 в. формируется новый канал коммуникации (система переписки – переписка между учеными с использованием латыни). Приводит к формированию объединения «Республика ученых».

3) 13 в.: увеличение объёма информации, проходящей через коммуникативную сферу научного сообщества.

4) Классическая Н. (возникновение профессиональных сообществ ученых, использующих для коммуникации родной язык.) напр., сообщ-во химиков Германии.

5) 17-18 в. Формируются профессиональные сообщества более высокого уровня (напр., Лондонское королевское научное общество, Парижское, Берлинское, СПб академия наук)

6) 19 в. формирование формально-организованного научного сообщества

7) 20 в. кол-во ученых около 10 млн. чел. и к кон. 20 в. 15 тыс. науч. дисциплин.

В 16-17 в. ученому было запрещено решать частную научную проблему без внесения соответствующих изменений в целостную картину мироздания (комплексность системы знаний).

Система переписки – официальный канал предложения НЗ и его доказательства. Все на латыни.

Европа – республика научная – научный журнал на языке государства – стандарт статьи.


Рациональное познание - более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления.

Формы: понятия (логический образ), суждения (утверждается или отрицается), умозаключения (вывод из нескольких суждений), законы, гипотезы, теории.

Проблема взаимоотношения рационального и иррационального - одна из сложных и неоднозначных проблем Ф. В наиболее общей форме она состоит в выяснении смысла разумности (рациональное) или неразумности (иррациональное) по отношению к бытию, мышлению действию, познанию и т.д., а также в определении границ и точек соприкосновения рационального и иррационального.

Типы научной рациональности (НР):

1) Классическая (соответствующая классической Н. в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном);

2) Неклассическая (соответствующая неклассической Н.);

3) Постнеклассическая.

2 и 3 основаны на том, что в ее структуру все чаще включается элемент иррационального. Новое понимание рациональности привело к новой трактовке ее соотношения с иррациональностью.

Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. (присущ Шопенгауэру, Ницше, Шеллингу, Якоби, Дильтею..).

Иррациональное очень часто имеет форму неявных, скрытых компонентов З. – это либо личностное неявное З., либо различные формы бессознательного, оказывающего влияние на деятельность ученого.

Неявное знание ( неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, важная предпосылка и условие общения, познания и понимания):

· Философские, общенаучные, эстетические, этичекие и др. предпосылки.

· Традиции, обычаи повседневности и здравого смысла.

· Предмнения, предзнания, предрассудки (изучает герменевтика).

Мысль человека (рациональное) неотделима от эмоций, чувств человека (иррационального). Мировоззрение человека как необходимый компонент имеет и мироощущение - чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Природа творчества человека также напрямую связана не с рациональностью, мышлением, а с бессознательными психическими процессами - еще одной гранью иррационального в человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.


19. Природа и структура научной картины мира.

В структуре НЗ кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из двух подуровней:

Структура научного знания:

1) предэмпирический уровень (чувственное познание);

2) эмпирический уровень (эмпирическое знание);

3) интерпритативный уровень (интерпритативное знание);

4) теоретический уровень (теоретическое знание);

5) метатеоретический уровень (комплексное знание).

Подуровни 5-го:

1 - частнонаучная КМ – совокупность господствующих в каком-либо научном направлении представлений о мире;

общенаучная КМ – совокупность НК, формируемых естествознанием, техническими, социальными и гуманитарными Н.;

2 - философские основания Н. (онтологические, гносеологические, методологические, логические, аксиологические и социальные).

НКМ – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

Функции НКМ:

1) интегративная: НКМ опирается на достоверные З. и это не просто сумма или набор фрагментов отдельных дисциплин. Назначение НКМ заключается в обеспечении синтеза новых З.;

2) системная: построение представления о любой части мира на основе данных, известных на текущий момент, какими бы скромными они ни были;

3) нормативная: НКМ не просто описывает мироздание, но задает системы установок и принципов освоения действительности, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

4) парадигмальная. Парадигма - модель (образ) постановки и решения научных проблем. Допарадигмальный период - хаотичное накопление фактов. В парадигмальном периоде установлены стандарты научной практики, теоретические постулаты, точная НКМ, соединение теории и метода.

Составляющие НКМ: интеллектуальная (охватывается понятием миропонимания) и эмоциональная (через мироощущение и мировосприятие) область.

Совр. НКМ свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность.

Структура НКМ включает:

§ центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью - какая-либо концепция (теория эволюции, квантовая теория и т.д.) Пример: когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства материи – пространство, время, вещество, поле.

§ фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые,

§ частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются,

§ философские установки

3 основные исторические формы:

§ классическая (17 – 19 вв.),

§ неклассическая (19 – 20 вв.)

§ постнеклассическая (конец 20 в.).

В целом НКМ призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных.


20. Понятие «парадигма» в истории и философии науки.

Понятие «парадигма» (гр. пример, образец) было введено в ФН позитивистом Т. Бергманом для характеристики нормативности методологии.

Научные революции. Томас Кун в 1970 г. в своей работе «Структура научных революций» показал, что развитие НЗ не представляет собой мягкий эволюционный процесс, а в его развитии наблюдается скачкообразные периоды, которые Кун назвал научными революциями. Для понимания природы он предложил термин «Парадигма» (пример, образец)

Парадигма (Кун) – совокупность З., методов, образцов решения конкретных задач, а также ценностей, безоговорочно разделяемых научным сообществом.

Парадигма – эта некая фундаментальная теория, которой ученные руководствуются в своем исследовании на конкретном этапе исторического развития Н.

Типичные парадигмы: Механика Ньютона, Электромагнитная теория Максвелла, Эволюционная теория Дарвина

Подходы: для нормальной Н. (парадигма = образец, который разделяется всеми членами научного сообщества). Другой подход: парадигма – это более общая когнитивная конструкция, чем теория (совокупность теорий). Парадигма – это некая дисциплинарная матрица, которая не жестко регламентирует научно-исследовательскую деятельность учёного.

С точки зрения Куна, научная революция представляет собой переход от старой парадигмы к новой. Этому переходу обычно предшествует кризис в науке.

Научные революции, имевшие место в процессе развития НЗ:

  1. 17 в. Результат: возникновение классической европейской Н. и формирование определённого типа НР (механическое понимание природы);
  2. Кон. 18 – 1ая пол. 19 вв. Переход от классической Н. к дисциплинарно ориентированной Н. Образование междисциплинарной системы НЗ (в биологии, химии и др. науках появляется свои отдельный от механики понятийный аппарат, формирование прикладных наук);
  3. Кон. 19 – сер. 20 вв. Появление неклассической Н. и определенного типа НР (интеграция отельных концепций разных Н.);
  4. Кон. 20 в. Появление постнеклассической Н. (междисциплинарные З., компьютеризация Н., появление сложных научных комплексов…).

21. Роль языка в развитии науки

Главными вопросами философского познания вообще и гуманитарного в частности являются проблемы бытия человека и восприятия человеком сущего. Начиная с кон. 20 в. все чаще делается акцент на идее о глубокой связи между мышлением, бытием и языком.

Причины пристального внимания к языку:

- проблемы смыла и значения языковых выражений (проблемы в лингвистике и логике).

- проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и предметного мира (проблемы в языкознание)

- проблемы в логике, которая изучает семантические проблемы, а именно знака и значения. Конкретно математическая логика касается в основном вопросов, связанных с построением логических исчислений, кот. необходимы для анализа языка Н.

Именно в античности сформировался исключительно философский характер интереса к языку, т.к философия и язык как деятельность имеют одинаковую направленность.

Предметом и объектом Ф. и языка выступает мир как целое. Любая проблема должна быть прежде всего сформулирована в языке.

Философская герменевтика - направление, кот. одним из первых исследовало проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и бытия. (Пример: Поль Рикёр, французский философ – философская рефлексия должна опираться не на тезисы «я мыслю», «я есть», но на тезис «я говорю», который отображает глубокий слой человеческого существования)

В отличие от герменевтики, неопозитивизм стремится создать логически совершенный язык, для чего представители направления производят критику «метафизики» и разрабатывают особый концептуальный анализ естественного языка, который оказал большое влияние на дальнейшее развитие лингвистики и философии

При научном анализе язык рассматривается как объект-инструмент познания, род человеческой деятельности. Особое внимание заостряется на таких аспектах как семантика, морфология, фонетика.

Немецк. Философ Хайдеггер считал, что язык нечто большее, чем просто объект исследования, за языком стоит бытие, однако сущность языка остается не раскрытой. На что он предлагает освободится от рационально-логического объяснения и воспользоваться образно-символическими средствами. Язык впервые дает имя сущему. Необходимо вслушиваться в сам язык.

Две точки зрения на проблему языка и его отношению к философии и познанию:

- язык – важнейшая форма самопостижения духа. Благодаря ему реализуются все остальные символические формы, как миф, искусство, религия, наука. Язык не только инструмент выражения мыслей, сколько условие формирования мира.

- язык-источник заблуждения человека. В нем содержится мифология, которая препятствует свободе мышления. (пример: Ницше считал, что в языке есть своя «философская мифология», которая постоянно сказывается, как бы люди не были осторожны). Задача же философии в данном случае – проведение логического анализа языка, обладающего свойством «переодевать мысли» - именно это и причина философских заблуждений (пример: Витгенштейн «большинство вопросов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка». Вся Ф. представляет критику языка)

Кассирер считал, что отправной точкой всякого познания является сформированный языком мир: и естествоиспытатель, философ и историк видят предметы первоначально так, как им преподносит язык. Поэтому главной и до сих пор не решенной проблемой является соотношение языка и бытия, языка и познания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.