КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема как структурная единица научного познания
Научная проблема или просто проблема (если средств у науки не достаточно для решения – это проблема, если достаточно – это задача). Выявление проблемной ситуации и постановка проблемы - начало исследовательского поиска. Поппер утверждал, что познание не начинается с наблюдений и фактов, а начинается с проблем, с напряженности между З. и незнанием - проблема противоречия. Порождает проблему-наблюдение и факты. Для древних философов проблема - вопрос, содержащий открытую альтернативу, противоположности, Элемент древнегреческой диалектики как искусства рассуждения, ведение диалога, спора, поиска истины. (пример: Платон – раскрытие спрашиваемого в его проблематичности, признание того, что вопрос труднее ответа) Аристотель считал, что «меняя способ выражения, можно каждому положению придать вид проблемы» 3 типа положений и проблем: касающиеся нравственности, природы и «построенные на рассуждении», которые и перекликаются с делением Ф. на этику, физику и логику. Данную традицию понимания проблем Кант ограничивает диалектикой чистого разума. Вопросы - это его собственный продукт, окончательное решение их невозможно, т.к. они превосходят возможности человеческого разума. Кант разделил вопросы на: - метафизические - связанные с теоретическим разумом и требующие определенного ограничения - дидактические - порождаемые практическим разумом С развитием НП понятие проблема стала рассматриваться как следствие рассогласования, противоречия и неполноты З. или как «З. о незнании» Проблемная ситуация – это объективное состояние рассогласования и противоречивости НЗ, возникающее в результате его неполноты и ограниченности. В зависимости от того, какие элементы З. приходят к рассогласованию или конфронтации выделяют: - расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными - конфронтация теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам 3 вида конкуренции теорий: 1. эквивалентных как в эмпирическом, так и в семантическом плане, но различающихся лингвистически (пример: квантовая механика представлена волновой и матричной механикой) 2. эквивалентных в эмпирическом, но неэквив. в семантическом отношении, когда на основании одних и тех же экспериментальных данных строятся гипотезы (пример: теории, стоявшие на точке зрения дальнодействия, конкурировали с теорией близкодействия) 3. конкуренция теорий, неэквив. в эмпирическом плане и обладающих разной семантикой (пример: химики приняли кислородную теорию Лавуазье, хотя та считалась слишком сложной и малопонятной) - проблемная ситуация, возникающая как столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления. Она порождает проблемы: 1. несовпадение КМ, лежащих в основе конкурирующих теорий (пример: в системе Коперника) 2. противоречие между теорией и методологическими установками научного сообщества (пример: в 17 в. образец научной теории – математика, в 18-только теории, полученные с помощью экспериментальных методов) 3. противоречие между теорией и тем или иным мировоззрением (пример: теорию ньютона не отвергали, но многие не соглашались с ее философскими основаниями, противоречащими господствующему мировоззрению)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |