Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности построения образа восприятия




Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в целом, в совокупности их свойств и частей.

Восприятие основано на совместной работе органов чувств и синтезе отдельных ощущений в сложные комплексные системы, причем данный синтез не есть простая суммация. Это активный процесс, он предполагает:

- выделение из комплекса действующих признаков основных существенных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.

- объединение группа основных существенных признаков и сопоставление воспринятого комплекса с прежними знаниями о предмете.

Восприятие таким образом носит активный опосредованный характер, т.е. оно опосредовано опытом (апперцепция) и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Прошлый опыт обуславливает константность восприятия, которое позволяет вносить поправку к тем особенностям, которые может приобретать предмет при меняющихся условиях (ощущения могут быть различны, но восприятие одинаково).

Восприятие также носит обобщенный и предметный характер. Отдельные ощущения синтезируются и предстают в образе целого предмета.

Данные особенности позволяют глубже познавать предметы или явления действительности. [Лурия]

Для построения образа восприятия, необходимо, чтобы предмет выделился как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъекта воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Т.о. в образе присутствуют не только отдельные ощущения, но и функциональные признаки. Иное соединение одних и тех же эмпирических элементов может приводить к наличию у предмета совершенно иной функции. [Рубинштейн]

Восприятие – сложный процесс. В него всегда включены двигательные элементы: движения глаз, движения ощупывающей руки, проговаривание слов и т.п. В связи с этим о восприятии говорят как о воспринимающей деятельности.

 

Þ Движения дают возможность человеку больше информации об объекте (больше ощущений). При воспринимании новых, незнакомых предметов особенно важным становится первый этап – двигательный. Человек старается со всех сторон рассмотреть предмет, ощупать его.

Þ Далее идет выделение из комплекса воздействующих признаков более существенных и их объединение.

Þ Оживление следов памяти.

Þ Построение гипотез о предполагаемом значении доходящей информации. Одна за другой человек создает гипотезы о предполагаемых свойствах предмета и функций.

Þ Сличение и сравнение актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями.

Þ Узнавание предмета. Узнавание, или классификация – есть конечный итог восприятия.

Следует заметить, что в такой своей форме восприятие близко к процессам наглядного мышления, и эта близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет.

Восприятие также сильно связано с таким высшим психическим процессом, как речь. Каждый образ восприятия лежит в закрепленном за ним слове, понятии. [Лурия]

Важную роль в изучении построения образов восприятия сыграл немецкий ученый Гельмгольц, выдвинувший теорию бессознательных умозаключений.

Эта теория утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственное данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессознательное умозаключение»: оно — результат не сознательного рассуждения, а какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по аналогии с умозаключением.

Во-первых, они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и не управляются сознанием. Во-вторых, они формируются в опыте, путем многократного повторения, в-третьих, механизмом таких умозаключений являются, по-видимому, какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.