Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о доминанте А. Ухтомского




Физиологические основы и мозговые механизмы внимания.

Роль внимания в жизни и деятельности человека.

Внимание как психический процесс не имеет своего собственного специфического продукта, однако оно неразрывно связано со всеми другими психическими процессами.

Внимание очень важно. Оно выполняет роль своего рода фильтра, отбирающего из приходящих импульсов биологически значимые (или связанные с интересами) и отвлекающегося от незначимых стимулов. Помимо того внимание организует все другие психические процессы, усиливая то из них, которое более нужно в данной момент (для осуществления какой-либо цели – воспринять, вспомнить, представить, осмыслить)

Внимание есть инструмент, с помощью которого индивид овладевает и организует собственное поведение.

Внимание есть определенная направленность, сосредоточенность. Это позволяет совершать какую-либо деятельность более эффективно.

Внимание осуществляет контроль над текущей деятельностью. Внимание опосредуется речью.

 

Внимание становится возможно только при бодрствующем состоянии коры, поэтому решающую роль в обеспечении внимания отдают восходящему влиянию ретикулярной формации головного мозга, обеспечивающей как общее активирующее воздействие, так и избирательно на отдельные участки. Нисходящее влияние той же системы на нижележащие структуры головного мозга и мотонейроны спинного обуславливает избирательные системы возбуждения в этих структурах.

Среди участков коры чувствительными к изменениям раздражителя (любого) являются клетки лобной доли, реагирующие на ослабление или усиление какого-либо ощущения.

Наиболее простым и биологически важным видом внимания является ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс способствует выживанию организма, позволяет быстро реагировать на неожиданные стимулы. При этом сигналом возникновения реакции может быть не только непосредственный стимул, но и условный раздражитель – например слово. Особенностью такого рефлекса может быть его постепенное угасание, если стимул будет продолжаться с определенной периодичностью, то есть произойдет привыкание к нему (иногда временное).

Моторная теория внимания: внимание – это проявление моторных установок, которые лежат в основе каждого волевого акта. Механизм внимания – это сигналы мышечных усилий, характеризующих любое напряжение.

А.А. Ухтомский создаёт учение о доминанте. Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно, каждая деятельность создаёт очаги оптимального возбуждения. Доминанта – это очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга. Всё, что находится в очаге – фокус внимания, а вокруг – периферия сознания. На физиологическом уровне принцип доминанты – основной принцип работы нервной системы. Доминанты господствуют над другими процессами и тормозят их. Более того, доминанты имеют свойство усиливаться под влиянием внешних раздражителей. Не имеющих к ней отношения.

Свойства доминанты:

1. Инертность. Очаг остаётся на некоторое время. Очаг устойчив, а время стойкости индивидуально.

2. Доминанта притягивает к себе приходящие раздражения, которые могут быть и не связаны с самой доминантой.

3. Доминанта оттеняет возбуждение от других очагов.

4. Доминанты связаны с возникающими идеями, образами и т.д.

5. Доминанте предшествует образование условного рефлекса, связей и ассоциаций.

6. Доминанта – механизм внимания.

7. Доминанта выполняет функцию абстрагирования. Она вычленяет только важный материал и отбрасывает лишнее. Внимание выполняет функцию фильтрации.

8. Доминанта проявляется в психосоматике – движениях тела.

9. С.Л. Рубинштейн: «Внешние причины действуют через внутренние условия». Ж. Пиаже: «Чтобы стимул вызвал реакцию, организм должен быть готов ассимилировать этот стимул». Доминанта создаёт физиологическую основу для ассимиляции стимула.

Существуют и субдоминанты – маленькие очаги, сопровождающие доминанту. Субдоминанты могут становиться доминантами при определенных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.