Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражательно-оценочная функция эмоций




II. Функциональная группа.

В начале XX века Клапаред перенёс акцент на обозначение функций эмоций. Именно он обозначил дезорганизующую функцию эмоций, т.е. функцию, в которой проявляется способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность человека.

Грот признал эмоции, как те психологические особенности, которые выполняют функцию оценки (1879-1880). В мотивационной теории эмоций рассматривается идея о том, что эмоции являются мотивами человеческого поведения.

Функциональное одиночество эмоций и потребностно-мотивационных процессов отстаивается в работах Липера. Он сформировал 7 основных положений теории:

1) Эмоция – целостное психическое образование, которое является осознавающим или неосознавающим.

2) Эмоции рассматриваются как мотивы.

3) 2 вида мотивов:

· Физиологические

· Эмоциональные

4) У человека наиболее важными являются мотивы эмоциональные.

5) Эмоциональные процессы могут рассматриваться как один из видов перцептивных процессов.

6) Из пятого пункта следует, что в ранние периоды жизни эмоциональные процессы становятся более разнообразными и индивидуализированными.

7) Эмоциональные процессы и привычки подвержены изменению под действием новых знаний.

Рубинштейн считал, что мотивация, открывающаяся субъекту в виде эмоционального явления, которая сигнализирует ему о значимости объекта, тем самым, побуждает к деятельности.

III. Первичные базовые эмоции (Плучек, Мак-Даугол, Изард).

Книга Мак-Даугола «Введение в социальную психологию» - расширение представления об инстинкте. Для него инстинкт подобен любому душевному процессу. Все основные первичные эмоции он сводит и связывает с основными инстинктами.

1. Инстинкт бегства и эмоция страха

2. Инстинкт отталкивания и эмоция отвращения

3. Инстинкт любопытства и эмоция удивления

4. Инстинкт драчливости и эмоция гнева

5. Инстинкт самоуничтожения и эмоция покорности

6. Инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления

7. Инстинкт родительский и эмоция нежности

Мак-Даугол не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов, но не находит для них первичных эмоций. Все связанные с ними переживания он относит к сложным и вторичным эмоциям. Он выделил 3 главных типа чувств:

1. Любовь

2. Ненависть

3. Уважение

+ теории Изарда и Плутчика

Информационная теория эмоций П.В. Симонова.

Информационная теория эмоций неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности.

Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э= F (П, (И н - И с, …)),

где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности; (И н - И с) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

И с - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами - когда И с больше чем И н.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

— индивидуальные (типологические) особенности субъекта прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

— фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

— качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д., и т. п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.