Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения




Психологических теорий эмоций очень много.

Клапаред, 1928 год: «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь существуют наибольшие расхождения между учёными».

Основные проблемы психологических теорий эмоций:

1. В последнее время интерес к этой проблеме угас, потому что накопилось большое количество неудач в попытках отыскать достаточно надёжные и тонкие средства для объективного их изучения. В связи с этим сузился круг исследуемых проблем и, естественно, концепции перестали отвечать стремлению масштабно понимать эту проблему.

2. Отсутствует преемственность между теориями, созданными в различные исторические эпохи.

3. Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. Тот материал, которым обладает психология эмоций, не содержит в себе отчётливую различимую основу, некоторую единую группировку и упорядочность. Под одними и теми же названиями обсуждаются разные основания.

4. Психология эмоций изучается в разных аспектах, но теории представляют собой отдельные фрагменты, не обозначенные взаимосвязями и взаимозависимостями.

Основные проблемы, рассматриваемые в теориях:

1. Условия возникновения эмоций. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придаётся этому вопросу.

2. Эмоции и процессы познания – отражение представления о том, какое положение эмоция занимает в системе психического. Существует разноголосье взглядов: одни сводят эмоции к познанию, другие – эмоции с точки зрения их влияния на процесс познания. Существуют убедительные данные, которые свидетельствуют, что эмоция является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

3. Эмоции и процессы мотивации. Насколько эмоции имеют побуждающий характер и мотивируют поведение? Другие концепции рассматривают эмоции с точки зрения специфических функций, а именно активации, мобилизации и закрепления.

4. Функции эмоций. Задачу функционального значения эмоций составил Клапаред.

5. Классификация эмоций. В существующих теориях представлено большое количество классификаций эмоций, при этом возможность простых классификаций в психологии эмоций отсутствует.

6. Динамика эмоций. Важный, но не проработанный вопрос.

7. Физиологические механизмы эмоций.

Развитие учения об эмоциях:

I. Эволюционная теория Ч.Дарвина (см. вопрос 3).

II. Ассоциативная теория В.Вундта.

Он считал, что эмоции – это внутренние изменения, которые характеризуются непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Он предположил, что любое эмоциональное состояние может быть представлено в виде точки в трёхмерном пространстве, координаты оси которых образуются парами возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка.

Он считал, что эмоции представляют собой комбинацию трёх простейших пар переживаний, что означает отсутствие качественного своеобразия эмоциональных состояний. Созерцание красных и голубых цветов характеризуется двумя различными состояниями:

1) удовольствие-возбуждение

2) удовольствие-успокоение

Это положение о динамике эмоционального состояния, как переходе в рамках одного измерения, получила развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Соломона. Соломон показал, что за приятным эмоциональным состоянием следует эмоциональная расплата в виде опустошения и подавленности, а за неприятным – наоборот.

Каждая эмоция после нескольких мгновений своего возникновения пробуждает эмоцию противоположную.

Существует три группы теорий.

· Первая группа – детерминистские теории: что порождает то или иное своеобразное эмоциональное явление? Представители: Дж.Ланге, Кеннон, Лазарус.

· Группа функциональных теорий: что делают или выражают эмоциональные явления? В их центре механизм воздействия эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процент социального воздействия. Представители: Крюгер, Липер, Линдслей.

· Группа первичных (базовых) эмоций: из каких первоэлементов состоит эмоциональная сфера? Представители: Плучик, Экман, Мак-Дауголла и Изард.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.