КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследования процесса решения задач, основных операций мышления (С.Л.Рубинштейн)
Основные операции мыслительного процесса: 1. Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. 2. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса. 3. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. 4. Классификация – распределение предметов и явлений по группам, в зависимости от признаков содства и различия. 5. Систематизация – выявление логических связей между категориями. 6. Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. 7. Обобщение, или генерализация – объединение предметов и явлений на основе общих свойств и признаков, создание «схемы». В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к другой ситуации — как бы суждением в действии, или двигательным, моторным «суждением». Само собой разумеется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип. 8. Конкретизация. Методы мышления: Формализированные: 1. индукция – переход от частного к общему 2. дедукция – переход от общего к частному. Лежит в основе формальной логики. Неформализированные: 1. трансдукция – переход от частного к частному, аналогия 2. редукция – упрощение 3. абдукция – «неправильная» дедукция, основанная на умозрительных заключениях, подверженная влиянию прошлого опыта. Это гипотетические выводы на основе привычных механихмов. Формы мышления: 1. понятие – это единица мышления, некоторая мысль, некоторый существенный признак объекта. Понятие – это одна из форм логического мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. Понятия бывают: А. конкретные – предметы или явления мыслятся как нечто самостоятельно существующее. Б. абстрактные – мыслится свойство предмета или отношения между предметами - конъюнктивные (соединительные «и») - дизъюнктивные (разделительные «или») - соотносительные («если») Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот. Содержания понятия – совокупность наиболее существенных признаков предмета. Объем – совокупность самих предметов, мыслимых в понятиях. 2. суждение – это связь понятий, в которой отражаются связи между понятиями в виде утверждения или отрицания. Суждение – это основной акт совершения мыслительного процесса. Виды: А. – общее («все») – частное («некоторые») – единичное Б. - конъюнктивные (соединительные «и») - дизъюнктивные (разделительные «или») - условные («если, то») 3. умозаключение – это связь суждений. Умозаключение – это акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчинённых единой цели. Силлогизм – то вид умозаключения в формальной логике, при котором из 2 простых логических посылок выводится третья сложная. Пример: первая посылка – «Драгоценные металлы не ржавеют». Вторая посылка – «Золото – драгоценный металл». Вывод – золото не ржавеет.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |