КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные подходы к пониманию природы характера
Первые попытки составить представления о характере были сделаны Платоном. Именно он ввёл понятие «характер» - с греческого «чеканка», «отпечаток». Платон считал, что характер определяется врождёнными добродетелями, на основе чего была создана классификация характера. Платон и Аристотель предлагали определять суть характера человека по его физиономии -> физиогномика. Суть заключается в отыскивании сходных черт человека и животного, а затем в отождествлении характера человека с поведением этого животного. Средневековый мыслитель Эбрей провёл такую же аналогию. Первым трактатом, посвящённым характеру, был «Характеры» Теофраста. Он содержал описание 31-го типа характера, которые определялись по доминированию в характере той или иной черты. У Теофраста характер выступает как отпечаток определённых нравственных пороков среды. Многие годы этот труд считался образцом типологий характера. И.Кант первым выявил взаимосвязь между волей, темпераментом и характером, его социальную природу. Он утверждал, что характер не является врождённым, т.е. человек приобретает его и развивает в себе сам. В XVII веке Лабрюйер опубликовал работу «Характеры и нравы нашего времени», где он привёл 1120 зарисовок характеров. Эти характеры расположены в определённом порядке, по группам. Лабрюйер указывал, что в характере проявляются первопричины пороков и слабости человека. Познав их, мы можем предсказывать своё поведение. В XVIII веке известность получила физиогномика Лафатера, который рассматривал характер как порождение судьбы и воплощение рока. Он связывал характер с социальным происхождением и был убеждён в возможности определения типа характера по строению и выражению лица (развитие учений Платона и Аристотеля). Лафатер считал, что человеческая голова – это зеркало души, а изучение её строения, конфигурации черепа, мимики – это основной путь познания характера. Он составил ряд наблюдений за лицами известных людей (также рассматривал скульптуры). В XIX веке идея морфоневрологической обусловленности характера получила широкую известность благодаря френологии (от греческого «френ» - ум) Галля. На основе анатомических исследований Галль пришёл к выводу, что все свойства характера имеют строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Он считал, что степень развития качеств, т.е. черт характера, находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей головного мозга -> по тем выпуклостям или «шишкам» головы можно определить душевные качества человека. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждому из которых соответствовало определённое качество (упрямство, осторожность и т.д.). В середина XIX века возрастает количество работ по характеру в контексте его научного изучения. Формируются следующие школы: 1) французская (Рибо, Бине, Полланд); 2) английская (Милль, Гальтон); 3) немецкая (Штерн, Кречмер); 4) русская (Лазурский, Лесгафт). Во французской школе развивалось представление, что природа характера коренится в изначальных душевных стремлениях, но эти стремления комбинируются по законам ассоциаций (Полланд). Бине выстраивает свой подход: он рассматривает характер как взаимодействие эмоциональных, волевых и интеллектуальных свойств. Позже это представление получило подтверждение. Рибо в основание определённых типов характера положил 2 психические функции: чувства и волю. Интеллект рассматривается как дополнительный фактор. В теории существенны 2 качества: единство и устойчивость. Все типы характера он делит на чувствительные и волевые. Чувствительные – кроткие, созерцательные, эмоциональные. Волевые – посредственно активные и великие активные. К смешанным типам характера Рибо относит апатично-активных людей. Также выделяются неустойчивые характеры – в них нет ничего врождённого, они пластичны, поддаются влиянию и являются продуктом среды. В психоанализе разработана динамическая теория. З.Фрейд полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер – это особая форма этой энергии. Динамический потенциал характерологических черт объяснялся сублимацией различных форм либидо. Фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой. Черты характера – это синдром, являющийся выражением этой структуры. В зависимости от фиксации личности на той или иной стадии психосексуального развития выделялись следующие типы характера: 1. Оральный тип – зависимый от других при сохранении самоуважения (например, ребёнок направлен на взрослых). 2. Анальный тип – скупость, упрямство, аккуратность (направленность ребёнка на предмет). 3. Фаллический тип – люди ведут себя в беспечной, решительной, самоуверенной манере, но при этом очень чувствительны. Человек живёт в ожидании каких-либо нападок на себя со стороны других и поэтому наступает первым. 4. Генитальный тип – способность к сублимации сексуальной энергии. Ученик З.Фрейда А.Адлер считал, что в образовании характера важную роль играет стремление компенсировать комплекс неполноценности личности. Этот комплекс есть недостаток, имеющийся у человека от рождения и порождающий различные ограничения. Есть 4 вида компенсации: Неполная Полная Сверхкомпенсация Мнимая (уход в болезнь) При развитом чувстве общности неполная компенсация не даёт ущербности, а сверхкомпенсация формирует тип человека, который готов приносить пользу людям, и его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности неполная компенсация даёт тревожный, неуверенный в себе, завистливый, конформный и напряжённый тип. Сверхкомпенсация порождает невротичный комплекс власти, доминирования и господства. Это, как правило, подозрительные, жёсткие, мстительные тираны и агрессоры. В последних психоаналитических теориях ставится акцент на вариантах взаимоотношений личности с обществом. Карен Хорни сделала акцент на образ Я: Я-реальное и Я-идеальное, их взаимоотношения порождают те или иные типы личности и характера. Таких типов 3: 1) Уступчивый – направленность к людям. Признаётся собственная беспомощность. Несмотря на переживаемые страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других людей. Характерна потребность в одобрении, привязанности и престиже. 2) Агрессивный – направленность против людей. Такой тип считает, что люди к нему жестоки, поэтому в поведении наблюдается стремление к борьбе, к власти и доминированию. 3) Обособленный – направленность от людей. Предполагается, что человек не хочет ни принадлежать обществу, ни бороться с ним, а хочет изоляции, независимости и самостоятельности. Стремление быть совершенным и неуязвимым, однако, в душе – неуверенный и напряжённый. К.Юнг исходил в определении характера из понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Экстраверты импульсивны, инициативны, общительны и гибки в поведении. Интроверты необщительны, замкнуты, склонны к анализу, отличаются затруднённой адаптацией. Э.Фромм в основу характера положил специфические типы отношений человека с миром. Эти отношения определяют суть характера и выражают форму, способ проявления психической энергии. Характер – это прижизненное образование личности, свидетельствующее об искусстве человека жить и об уровне его этического развития. Характер формируется на основе природных генотипических свойств под влиянием личных переживаний. Характер может меняться, т.к. у человека возникают новые переживания. Структура характера является и устойчивым, и динамичным свойством личности и выражает актуальные потребности и доминирующие мотивы человека. В силу этого характер выполняет и реализует адаптивные функции личности и выступает как мощный психологический инструмент её саморазвития. Характер также выполняет функцию отбора ценностей, проявляющаяся в стратегиях мышления и направленности переживания. Характер определяет то, как человек чувствует, мыслит и действует. Э.Фромм разработал теорию социальных и эмоциональных характеров. А.Ф.Лазурский: 1. Характер – один из аспектов личности; это устойчивые поведенческие формы и способы, которые выражают саму личность. 2. Первооснову/ядро характера представляют врождённые нравственно-духовные побуждения, составляющие его стержень, вокруг которого структурированы волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. 3. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование устойчивых, привычных форм поведения. Характер рассматривается, как сложное этико-психологическое образование, в структуру которого входят устойчивые поведенческие формы, врождённые нравственно-духовные склонности и природные психические свойства. Лесгафт: Характер – это проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и установленных разумом. Он выделял 3 уровня сознательной деятельности: Отражённо-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений. Подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными основаниями. Разумно-самостоятельные проявления с внешне усвоенными нравственными основаниями. 6 типов характера соответственно: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягкозабитый, злостнозабитый и угнетённый. Также проблемой характера занимались: Левитов, Ковалёв, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Братусь и другие. Братусь рассматривал типологию характера на основе морали и нравственности, как точки отсчёта; он выводит 3 типа: 1. Этнопсихологический тип личности в русской культуре. 2. Социально-психологический тип в советской культуре. 3. Психосоциальный тип перестроечного времени дня сегодняшнего. Л.С.Выготский: Характер – это и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизировавшееся типичное поведение личности в борьбе за социальную позицию. 1. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах. 2. Психологическая суть характера проявляется в следующем · Б.Г.Ананьев подчёркивал, что центральная проблема характера – это не индивидуально-своеобразная форма его проявления, а единство этой формы с жизненным и историческим содержанием. · С.Л.Рубинштейн: 1) Бесхарактерный человек – это человек, лишённый внутренней определённости. Таким образом, характер обуславливает определённость человека как субъекта деятельности. Определённость – это всегда определённость по отношению к чему-либо, что человеку небезразлично. Для характера становится важным то, к чему человек небезразличен. 2) Вторая характеристика – это его значительность. Значительность – это вопрос взаимоотношений между общественным и личностно-значимым для человека. Значительность – это определённость в больших общественно-значимых делах. 3) Каждая черта характера представляет собой определённое отношение к действительности. Не всякое отношение становится чертой характера. Ей становятся только существенные отношения. Отношение – это реальная связь человека с миром. Таким образом, характер – это устойчивая система отношений.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |