Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика




Структура общих педагогических способностей по Крутецкому В.А.

  общие педагогические способности  
Расположение к детям основной стержень ………
     
личностное   Организационно- коммуникативное   дидактическое  
Осуществл. Воспитательных функций учителем   Связано с осуществлением организационной функции и общением   Связано с передачей информации школьнику, формирование у него активного самостоятельного мышления.
               

- перцептивное -коммуникативность - передачи информации детям

-педаг. воображение - педагогический такт - академические способы

-способность к - организаторские спос. –расширение внимания

саморег. эмоц. – суггестивные спос. - ….- речевые способы

сферы и повед.

- выдержка и

самообл.

- саморегул.

псих проц.

 

 

208. Предмет и задачи психодиагностики. Ситуации психодиагностического обследования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

 

Предмет психодиагностики – разработка принципов конструирования объективных методик, т.е. стандартизированных, валидных, надежных, адаптированных (по Бокуть).

 

Задачи. Теоретическая задача - разработка методик; практическая – разделение людей на группы с целью дифференцированной работы с каждой группой, помощь конкретному человеку (по Бокуть).

 

Проведение психодиагностического обследования

Специалист-психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами. Психолог не должен разрешать неспециалистам проводить психологические процедуры, позволять некомпетентным лицам выполнять психологические обследования, за исключением случаев, оговоренных в инструкции об использовании психологических методик специалистами-смежниками (учителями, врачами, социологами и пр.) и студентами-психологами.

В соответствии с профессиональной этикой практический психолог должен отказываться от тех требований, которые вынуждают его отступать от принятых норм (например, указание провести обследование большого числа лиц за слишком короткий срок или передача ключей и алгоритмов обработки результатов неспециалистам).

Психологи не имеют права уклоняться от принятых методических стандартов, которые регламентируют процедуру, первичную обработку, интерпретацию получаемых результатов обследования. Недостаток времени, некомпетентность заказчика не могут служить основанием для каких-либо упрощений, произвольных изменений заданных разработчиком процедур.

Стандартизация процедуры обследования подразумевает унификацию инструкций, бланков, способов регистрации результатов, условий проведения. К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования, можно отнести такие:

1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3. в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4. эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку известно, что особенности сообщения инструкции (например, специфическая расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психолога на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это особенно важно при проведении групповых обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых разными психологами. Поэтому есть смысл проводить предварительный инструктаж психологов с целью согласования всех вопросов, касающихся процедуры проведения обследования.

Психодиагностическое обследование может состоять из двух этапов:

1. Первичное обследование (разведывательное). Если нет чёткого представления об объекте исследования, необходимо уточнение проблемы и формулировка гипотез, дополнительное изучение различных источников (литература, личные дела, письма...), определение общих личностных особенностей человека, на основе которых определяются «проблемные зоны», качества, которые требуют более глубокого изучения. В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны.

2. Специализированное обследование. Углублённое изучение тех или иных психологических особенностей с целью установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица (группы лиц).

В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены все помехи, обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. Обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить. Ни психолог, ни обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть уставшим, голодным или под влиянием аффекта. Если он находится в состоянии острой тревоги, обследование противопоказано. Оптимальное положение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест, методику Дембо - Рубинштейна...).

Наименее эффективен путь проведения обследования, в котором психолог без предварительной подготовки испытуемого начинает проводить тестирование, делает акцент на процедуре, а не на непосредственном взаимодействии с обследуемым. И при проведении тестирования важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов испытуемого, а быть его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником.

Необходимо уделять особое внимание формированию мотивации на психологическое обследование, для чего следует:

1. по возможности маскировать позицию исследователя, чтобы снизить эффект присутствия наблюдателя; с этой целью моделируется ситуация простой беседы, обращения за какой-либо помощью или советом к обследуемому и т.д.;

2. в определённой мере занижать значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности;

3. нейтрализовать «миф», будто цель психологического тестирования – выявление психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сбор «компромата»;

4. исключать из поля зрения обследуемого результаты обследований, карты психодиагностического обследования, психологические портреты и прочую документацию;

5. определять цель обследования, прежде всего, как самопознание, помощь обследуемому;

6. объяснять, что обследование полезно для самого человека, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой его оценки со стороны;

7. преуменьшать различие задач, стоящих перед испытуемым и психологом, если задачи обследования находятся в определённом резонансе с задачами клиента, мотивационное напряжение может несколько снижаться;

8. использовать результаты обследований в индивидуально-психологической работе с человеком;

9. гарантировать обследуемому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности;

10. если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования;

11. следить за тем, каким образом подаётся обследование другими сотрудниками, следует всячески пресекать любые попытки запугивания («Вот направлю вас к психологу, он быстро с вами разберётся»), использования психодиагностического обследования в контексте различных мер наказания.

Необходимо помнить, что если обследуемые будут считать, что полученная в результате обследования информация будет направлена против них, то вряд ли она может считаться достоверной. Поэтому важным моментом в работе психодиагноста является постоянное внимание к тому, как обследуемый воспринимает ситуацию, поскольку, в конечном счёте, от этого зависят результаты обследования.

В этой связи большое значение имеет объяснение назначения проводимых мероприятий. Чаще всего сообщать обследуемому об их истинном назначении перед началом работы не рекомендуется. Поскольку явный уход от ответа также может спровоцировать негативные ожидания, лучше всего использовать нейтральную причину, а более детальные объяснения, - если такие необходимы, - перенести на потом. Содержание легенды зависит от ситуации, от индивидуальных особенностей обследуемого. Важно, чтобы она была правдоподобной. Если это возможно, цель обследования может описываться как изучение работоспособности, утомляемости, воображения (для проективных методов).

При этом нельзя называть полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста.

При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности». Другими словами, необходимо всячески избегать определений и оценок ситуации обследования, которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение. В момент проведения обследования нельзя давать клиенту обратную связь, пока результаты не обработаны. Не следует влиять на процесс выполнения задания, направляя его усилия в определённое русло. Необходимо объяснить обследуемому, что вся информация в полном объёме будет доведена до него в своё время. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого.

Качественные аспекты тестового поведения обследуемого часто сами служат для аргументации выводов, основанных на количественных оценках. Например, чрезмерное увеличение среднего времени выполнения методики может быть показателем нерешительности, психомоторной заторможенности, замешательства, излишней педантичности или пассивного сопротивления процедуре тестирования. Чрезмерно быстрое выполнение теста предполагает, что испытуемый либо очень импульсивен, либо не читал и не обдумывал каждый вопрос или задание. При ответе на вопросы опросника проблемы типа «не могу сказать» могут означать нерешительность, двойственность или попытку избегать принятия негативных сторон в самом себе без умышленной лжи.

Необходимо помнить, что применение даже самых надёжных тестовых методик не может дать полной гарантии всесторонней оценки личности. Вывод по тесту является надёжным только при подтверждении его другими тестами, результатами наблюдения, беседы, а также другими источниками анамнеза.

Важно иметь ввиду, что ширина и глубина, а также правильность психологического заключения являются не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но в большой степени также результатом успешного личного взаимодействия психолога с обследуемым, что требует от диагноста терпения, находчивость, умения контролировать своё поведение, способность вызывать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. В числе профессионально важных качеств психолога отмечаются [4]:

1. общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;

2. высокая общая культура, выражающаяся не только в общей профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;

3. тактичность и деликатность, в частности, в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни и отношениями обследуемого, соблюдением профессиональной тайны;

4. терпимость к чужим мнениям и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;

5. свободное владение речью;

6. критичность и гибкость мышления.

При проведении тестирования психологу необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов: напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых. Поэтому необходимо использовать коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с тестируемым. Проводящий обследование, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как «свой парень», а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя «над обследуемым» или проявлять излишнюю настойчивость.

Диагносту необходимо проявлять интерес, но этот интерес не должен быть чрезмерным; обследуемый не должен чувствовать себя средством удовлетворения любознательности психолога. Не следует проявлять излишнее любопытство, вести себя подобно детективу. Важна лишь та информация о человеке, которая необходима для понимания его личности. Если психолог вынуждает человека чрезмерно раскрываться, это вызывает у него дискомфорт. Специалист должен чётко чувствовать то психологическое расстояние, на которое обследуемый готов подпустить, иначе его поведение, пусть даже дружелюбное, будет воспринято как агрессивно-наступательное.

Психолог должен уметь сочетать собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик, постоянно искать связь между научно-диагносцируемыми признаками и наблюдаемыми реакциями в поведении, мимике, жестикуляции, в голосе, взгляде, в вегетативных проявлениях. Таким образом, важной составляющей профессионального мастерства практического психолога является владение методами аудиовизуальной диагностики. Возможность овладения ими зависит не столько от каких-то научных знаний, сколько от личности самого психолога, его способности видеть в другом человеке не проекции своих собственных состояний и проблем, а проявление его скрытых чувств, мотивов, состояний и т.д. Важной является способность эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.

Психодиагностическое обследование должно сопровождаться сбором анамнеза (изучение личного дела, беседы). Для получения дополнительной информации могут использоваться письма, дневники, рисунки и др.). Изучение конкретного лица по возможности должно сопровождаться изучением ближайшего окружения, групп, в которые он входит. При взаимодействии с учителем можно организовывать написание сочинений по заданной теме.

С целью стандартизации беседы могут разрабатываться специализированные анкеты, в которых обследуемому предлагается ответить на определённые вопросы. На основе анализа ответов в дальнейшем может строиться беседа с психологом.

Необходимо учитывать возможность отказа обследуемого от работы либо сразу после предъявления инструкции, либо через некоторое время после начала работы, а также некоторых форм ухода от соблюдения инструкции. Причинами отказов могут быть: затруднения в мобилизации ресурсов воображения, депрессия, сверхоподозрительность. В каждом случае поведение психолога будет разным. Отказ по причине подозрительности, закрытости обследуемого труднее всего преодолеть. Главный способ борьбы с отказами такого рода – их профилактика. Необходимо с самого начала наладить хороший контакт с обследуемым, создать у него ощущение уверенности и безопасности, полезности для него проводимого обследования.

Важным моментом при выполнении заданий является фактор социальной желательности. Ситуация тестирования для человека часто настолько значима, что вопрос надёжности полученных результатов фактически является ключевым. Помимо снижения значимости проводимых мероприятий, часто помогает и обратная стратегия – объяснение, что методики очень чувствительны к любой неискренности и что обнаруженная неискренность – самый плохой результат. Цель – направить мотивационную напряжённость в нужное русло – не на желание выглядеть лучше, а на желание быть более правдивым.

Как уже отмечалось выше, метод наблюдения является основным в работе психолога. В момент тестирования само поведение психолога может выступать в качестве тестовой ситуации, когда те или иные его действия провоцируют на актуализацию характерных для испытуемого чувств, действий. Для того, чтобы психолог мог легко манипулировать своим собственным поведением с целью получения диагностической информации, он сам должен иметь достаточно широкий поведенческий репертуар и отсутствие излишне выраженной ориентации на его социально одобряемые формы.

Наблюдение за поведением испытуемого даёт информацию, которую невозможно получить другими способами, например, из-за того, что:

· обследуемые иногда отказываются давать информацию или сообщают – умышленно или неосознанно – ложные сведения;

· при опросе внимание обследуемого с самого начала обращается на определённую установку, которую он в своих ответах уже не может не учитывать;

· часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает затруднительно.

Необходимо отличать ненаправленное зрительное восприятие ситуации, называемое также «наивным наблюдением» от «систематического» наблюдения, которое сопровождается постановкой определённых задач и целей, ведением записей. В ходе анализа актуального поведения обследуемого (в момент изучения) необходимо удерживать вопрос: «а каков данный человек вне этой ситуации?». В этом смысле не вся информация является диагностической.

В дальнейшем, в рассмотрение берётся не только информация, полученная от обследуемого в ходе актуального изучения, но и все ранее получаемые сведения. При этом приоритет, естественно, отдаётся информации об актуальном состоянии изучаемого лица. Благодаря формируемому и постоянно пополняемому «личному делу», включающему «карту психодиагностических обследований» и «карту индивидуальной работы», психолог может уже до начала обследования получать первичную информацию о конкретном человеке. Иногда этих сведений достаточно для того, чтобы ответить на конкретный запрос заказчика. Тем не менее, рекомендуется, как минимум, проводить беседу и экспресс-диагностику для учёта актуального психологического состояния обследуемого и подтверждения или опровержения сформировавшихся в ходе изучения материалов гипотез.

При проведении групповых обследований необходимо добиться максимальной самостоятельности выполнения заданий, исключив обсуждение обследуемыми стратегии ответов. Не рекомендуется зачитывать вопросы для всех испытуемых, так как это вызывает искажающие эффекты, связанные с групповым влиянием (смех, шутки, сарказм). Лучше решить вопрос размножения стимульного материала. После предварительного выделения группы риска необходимо дополнительное их обследование, особенно если батарея тестов была небольшой.

 

209. Области практического использования результатов психодиагностической работы.

Основные области практического использования результатов психодиагностики:

· управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;

· прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);

· судебно-психологическая экспертиза;

· консультативная, психотерапевтическая помощь.

· клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.);

· В целях оптимизации процессов обучения и воспитания (Задачи в школе: неуспевае-мость, учебные и личные проблемы. Психологическая готовность детей к обучению в школе; контроль за развитием детей под влиянием школьного обучения; выявление причин неуспеваемости и трудности учебной Деятельности; отборы в спецклассы и спецшколы; оценка программ и методов обучения в школах; оценка успешности работы педагогов; оценка работы разных учебных заведений; решение проблем трудных детей; решение личностных проблем школьников; профориентационная работа; социально-психологическая диагностика (взаимоотношения в коллективе: учителей, учеников между собой, родителей и т.д.); выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, реали-зация индивидуального подхода и др.).

· Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

 

1. История развития психодиагностики за рубежом. Развертывание тестовых разработок в двадцатом столетии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.