КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектная форма учебной деятельности
Проектная форма учебной деятельности использовалось в школах России еще в начале XX века. Но этот метод плохо стыковался с приоритетным предметно-поурочным способом преподавания, и поэтому был изъят из школы. Работа над проектами позволяет организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Расчет коммуникабельность учеников и умение искать пути решения поставленных задач. Сегодня стоит вернутся к методу проектов и использовать его в системе наряду с другими методами. Темой проекта может стать: · объект; · исследование; · проблема; · дело. 1) Выбираем некий занимательный объект. Это можно сделать, например, с помощью мозгового штурма. Это самый простой способ выбора темы, но при этом не проявляется направление конкретной работы. Поэтому начинаем думать, что с объектом можно делать; как его познать; найти; обработать и обобщить информацию; как представить результаты. 2) Выбираем объект, который хотели исследовать в определенном контексте. Можно использовать ранее упомянутые методы, дополнительно задав вопрос: «Что мы хотим узнать об этом проекте?» Подобная формулировка дает направление для исследовательской работы, нужно лишь хорошо ее спланировать и осуществить. Работа носит в основном познавательный характер. 3) Выбираем объект или ситуацию, с которыми связана некая проблема. Можно обсудить, чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось бы улучшить. Можно выяснить позицию других людей, социальных групп по тем же вопросам. Здесь в формулировке темы выражено дальнейшее содержание работы. Сначала нужно разобраться с сутью, аспектами проблемы, затем разработать и реализовать варианты решения. Тема, сформулированная таким образом, ориентирует на реально воплощаемый и актуальный результат. 4) Выбираем конкретное мероприятие, дело, которое нам кажется полезным. От такой темы можно сразу перейти к планированию действий, не углубляясь в исследование проблем. Такая работа в основном имеет организационный характер. Подобный подход к выбору темы дает возможность сразу ориентироваться на определенное содержание работы и на ее результат. Проиллюстрируем это на примере работы с объектом «газеты». Тема – объект: «Газеты». Тема – исследование: Сравнительная оценка газет «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Тема – проблема: «Как подготовить подписную компанию для местной газеты?» Тема – дело: «Издание школьной газеты». Предлогаем опорные вопросы для системного исследования объекта. Они разработаны по методологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на основе системного оператора. Функции опорных вопросов – развернуть тему на разнообразные подтемы и виды работ. Это позволяет выбрать направления, которые наиболее подходят способностям и возрасту детей, а также другим обстоятельствам. Объекты можно исследовать по признакам: · группы; · структуры; · места; · функции; · свойств; · времени. 1) По признаку группы: Какую группу объектов представляет этот объект? Что еще входит в эту группу? Чем наш объект похож или отличается от других объектов группы? 2) По признаку структуры: На какие части можно разделить этот объект? Как эти части в свою очередь делятся на еще меньшие? Каким образом они связаны между собой, влияют друг на друга? Можно ли этот объект разделить по-другому? Как? Каким тогда будет взаимодействие частей? 3) По признаку места: Где может находится этот объект? Что находится рядом? Как эти объекты связаны между собой, влияют друг на друга? Что на этот объект влияет хорошо, а что плохо? На что он влияет хорошо, а на что – плохо? Как можно изменить это влияние? В каких других местах он может находится? С чем этот объект было бы полезно объединить? 4) По признаку функций: Как этот объект используется? Для какой цели он предназначен? По отношению к чему он выполняет свои функции? Выполняет хорошо или плохо? Как это проявляется? Что надо изменить, чтобы функция выполнялась хорошо? Сравните этот объект по признаку функций с другими, на него похожими. 5) По признаку свойств: Какие физические, биологические, социальные свойства присущи данному объекту? Можно ли измерить значение этих свойств? Сравните этот по его свойствам с другими объектами группы. Найдите для него всевозможные похожие объекты так, чтобы у них было одно общее свойство. Составьте образные сравнения. От каких свойств зависит возможность объекта выполнять функцию? В чем заключается эта зависимость? Что случится, если мы изменим одно из этих свойств? 6) По признаку времени: Какое прошлое у этого объекта: от чего он произошел, как и где появился, какие у него были предшественники, кто был его автором? В чем заключалось необходимость его появления? Как этот объект со временем менялся? Почему? Какие проблемы возникли при его изменении? Как меняются его свойства и функции в разное время года, в разное время суток, в других циклах? В каких процессах, действиях этот объект участвует? Какова его роль в них? Как объект мог бы изменится в будущем? Какие связанные с ним тогда решаются? Когда много идей, а надо выбрать одну тему, иногда этот выбор осуществляет сам учитель, опираясь на жизненный практический опыт, которого еще нет у учеников. Но лучше выбор темы оставлять за детьми, рекомендуя им приемы для принятия решения. Мы использовали 2 приема: · Объединение идей. Оно может пригодится, если пригодится, если начальные темы не очень широки, или если нужно прийти к общей теме для всей школы. · Определение и использование критериев оценки. Критерии оценки, когда ученики пытаются разобраться, почему одна идея им кажется лучше другой. Критерии: · актуальность; · уникальность; · осуществимость проекта. 1) Актуальность помогает оценить, насколько необходим этот проект на данный момент, для какого количества людей он сейчас значим – способен что-то для них решить, улучшить. 2) Уникальность позволяет оградится от повседневных рутинных работ, она требует нового, неожиданного подхода к теме, ее решениям. Другими словами, это «изюминка» проекта. 3) Осуществимость заставляет оценивать наши реальные возможности: хватит ли времени, знаний, средств, чтобы достичь желаемого результата? Данные категории работают в комплексе: лучшими идеями будут те, которые соответствуют одновременно всем критериям. Работая в группах, ученики с помощью этих критериев успешно делают выбор идеи сами. Критерии могут быть и другие, но в процедуре принятия решений они станут эффективным инструментом. Что в результате нашей деятельности изменяется, улучшится для других людей. Не как потенциальная возможность, а как состоявшийся факт. Дидактические идей могут быть: новые знания по теме; развитие таких общих умений, как наблюдение, сравнение, анализ, измерение, работа с литературой, изображение информации в разных моделях, рассуждение, оценивание и т.д.; развитие специфических умений проектирования.
Приложение №2
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |