Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы стандартизации




На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных про­фессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).

Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака - возраста, пола, географического райо­на, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной куль­турой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

 

237. Стандартизация психодиагностических методик. Статистическая норма. Вторичные показатели: стены,, IQ, Т-баллы и др.

Непосредственное количество правильно решенных заданий (для тестов интеллекта) или непосредственно подсчитанных балов (для личностных тестов) называется сырым баллом или первичным результатом. В большинстве тестов сырой балл переводится в удобный стандартизированный балл (вторичный результат). К примеру, полученный сырой балл теста интеллекта переводится в IQ с помощью таблицы, в которой указаны соответствия сырого балла и IQ

коэффицие́нт интелле́кта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110..

 

Шкала стенов была предложена Рэймондом Кэттелом (1905-1998).и используется при обработке результатов его 16-факторного опросника. В ней всего 10 баллов, и она обладает следующими особенностями распределения: М=5,5; σ=2. Каждому из 10 стандартных значений ставится в соответствие интервал значений сырых баллов. Среднее сырых баллов делит шкалу стенов ровно пополам, т.е. является границей стенов 5 и 6. Границей следующих стенов, 6 и 7, является значение Мсыр + 0,5 σсыр, т.е. в этот интервал входят значения между средним и средним плюс половина стандартного отклонения сырых баллов. Соответственно границей стенов 4 и 5 станет значение Мсыр ─ 0,5 σсыр. Крайние границы остаются открытыми. При переводе сырых баллов в шкалу стенов используется формула 2*(Х-М)|S+5,5, где X – сырой балл, М и S – значения среднего и стандартного отклонения, полученные на выборке стандартизации. При этом все значения меньше 1, получаемые при переводе в шкалу стенов, относятся к стену 1, а все значения больше 10 – к стену 10.

Шкала Т-баллов аналогична шкале стенов, но в ней 100 баллов и стандартное отклонение в пределах 10 баллов (М=50; σ=10), и крайние границы шкалы закрыты. В данной шкале среднему сырых баллов соответствует 50 Т-баллов, а значение стандартного отклонения в 2 раза меньше по сравнению со шкалой стенов. Шкала Т-баллов широко используется в многофакторных личностных методиках при построении профиля личности (ММРI, ISТА и др.).

Шкала процентилей делит шкалу значений на 100 интервалов. Границами интервалов являются кумулятивные (накопленные) частоты, выраженные в сотых долях процента всех значений. Интервалы в шкале процентилей различной ширины – по краям широкие, ближе к центру узкие.

Например, при определении 10-го процентиля (Р10) сначала все значения признака упорядочиваются по возрастанию, затем отсчитывается 10% испытуемых, имеющих наименьшую выраженность признака. Р10 будет соответствовать тому значению признака, который отделяет эти 10% испытуемых от остальных 90%.

Процентиль – это процент значений в выборке, меньших, либо равный конкретно взятому значению.

Для построения таблицы перевода сырых баллов в процентили необходимо выполнить следующий алгоритм:

1. Упорядочить выборку по убыванию (для удобства).

2. Для каждого человека найти количество людей, набравших меньше, либо столько же баллов.

3. Для каждого человека подсчитать, какой процент занимает это количество от всей выборки.

Полученный показатель процентиля интерпретируется так:

если испытуемый набрал Х процентилей, то он обогнал по своим показателям Х процентов всех испытуемых.

 

Стандартизация, или Z-преобразование данных, –это перевод измерений в стандартную Z -шкалу (Z-scores) со средним М=0 и σ=1, как у кривой нормального распределения.

Сначала для переменной, измеренной на выборке, вычисляют среднее Мx и стандартное отклонение σх. Затем все значения переменной х пересчитываются по формуле

ZI = (xI - MI)/ σх.

В результате преобразованные значения (z-значения) непосредственно выражаются в единицах стандартного отклонения от среднего. Если для одной выборки несколько признаков переведены в z-значения, появляется возможность сравнения уровня выраженности разных признаков у того или иного испытуемого.

Для того чтобы избавиться от неизбежных отрицательных и дробных значений, можно перейти к любой другой известной шкале: IQ (М=100; σ =15); T-баллов (М=50; σ =10); 10-балльной шкале стенов (М=5,5; σ =2) и др. Перевод в новую шкалу осуществляется путем умножения каждого z -значения на заданную сигму и прибавления среднего по той шкале, в которую планируется перевести данные:

SI = σS• zI +MS.

 

Полученные значения будут представлены в шкале, в которую осуществлялся перевод. При этом сохраняется порядок значений – большим значениям сырой шкалы соответствуют большие значения z- и итоговой шкал. Однако у исследователя появляется возможность сравнивать ранее несравнимые из-за несоответствия размерности показатели.

 

238. Стандартизованные и нестандартизованные личностные опросники. Сравнительная оценка. Примеры.

Обычно выделяют две группы тестов - стандартизированные (это те, которые направлены на оценку результатов) и нестандартизированные (направлены на выявление качественных особенностей личности). Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тест-опросники и тест-задания.

Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надежность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надежным средством психодиагностики.

Достоинства:

1.Возможность дифференцированного их применения (серии стандартизированных тестов разрабатываются применительно к различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и профессии)

2.С помощью стандартизированных тестов получают количественные оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств испытуемого с их выраженностью в популяции

Недостатки:

1.Возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности (особенно, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности)

2.Трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г. Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах Вовремя заметить такую реакцию на тест — задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору.

3.В определенных условиях применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест-заданий) становится просто нецелесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения либо просто не в состоянии осознать их наличие. В этих ситуациях прибегают к использованию проективных тестов.

ПОДТИПЫ

1. Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого.

2. Тест-задание. В тест-задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.