Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проективные (нестандартизованные) тесты




Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей людей и их поведения, — особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических особенностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает. Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам — психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида.

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ - класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием коих испытуемый (информант) может согласиться либо не согласиться. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими, и пр.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Правила составления вопросов:

- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

- Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

- Вопросы должны быть краткими.

- Вопросы должны быть конкретными.

- Вопросы не должны содержать подсказку.

- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

239. Психологический смысл шкалы построенной на основе стандартизованных «вторичных показателей» – стенов.

Стандартизация данных является универсальным способом «выравнивания» сырых значений.

соотношение нормального распределения и показателей различных стандартизированных шкал

Стандартизация может использоваться ещё в одном случае - когда неизвестны шкальные нормы, но известны общие принципы их оценки.

Предположим, что исследователь опросил испытуемых по какой-либо методике личности, ключа к результатам которой у него по каким-либо причинам не оказалось (например, он узнал о ней и нашёл её текст в научном журнале, где критерии оценки автором не были приведены). Однако ему известно, что сырые баллы преобразуются в 100-балльную шкалу, имеющую верхний и нижний полюс, и что «нормой» считается среднее значение показателя. По всем перечисленным «приметам» исследователь имеет дело со шкалой Т-баллов, которая чаще всего применяется именно в личностных опросниках. Если у исследователя достаточно большая и однородная выборка (к примеру, 100-200 человек, курсанты военного училища, все испытуемые - юноши), то он может провести стандартизацию и выявить нормы для своей выборки.

 

Например, среднее значение одной из шкал равно 28,3, а стандартное отклонение – 8,7 балла. Исследователь может перевести значение каждого испытуемого в z-шкалу, а затем из z -шкалы преобразовать значения в Т-баллы. Так, если у первого испытуемого значение шкалы равно 40 сырым баллам, то z-значение по этой шкале будет составлять (40-28,3)/8,7 ≈ 1,35z. Для перевода в Т-баллы z -значение умножается на стандартное отклонение и полученное значение прибавляется к среднему по данной шкале. Поскольку для Т-шкалы М=50; σ =10, то T -значение будет равно 50+10 1,35 ≈ 63 Т. То же самое делается для каждого испытуемого.

Когда получены Т-значения каждого испытуемого, можно определиться с нормами. В случае применения двухполюсной Т-шкалы в личностных методиках значения в диапазоне 40Т…60Т (М ± σ) считаются среднестатистической нормой, а при попадании показателя в «узкий диапазон» 45Т…55Т вообще не могут быть интерпретированы. Показатели 30Т…40Т и 60Т…70Т (диапазон от М±2 σдо М±σ) указывают на достаточно выраженную склонность личности к качествам, присущим тому или иному полюсу, а значения меньше 30Т и больше 70Т (М ± Зσ и более) указывают на ярко выраженные качества, которые в клинических методиках могут расцениваться как нарушение личности.

Следовательно, личностные качества испытуемого с показателем 63Т имеют определённое сходство с чертами, представленными верхним полюсом данной шкалы.

 

Можно несколько упростить работу исследователя. Если его интересуют лишь границы отдельных диапазонов (т.е. значения выра-женности/невыраженности изучаемого качества в сырых баллах), то можно вычислить значения сырых баллов, соответствующих 30Т, 40Т, 60Т, 70Т по следующей формуле:

XT = M + σ •(T - 50)/10.

где M и σ - соответственно среднее и стандартное отклонение значений выборки, Т–значение в Т-баллах, для которого необходимо вычислить соответствующее значение в сырых баллах.

Так, для рассматриваемой выборки граница в 60Т будет равна 28,3+8,7 (60-50)/10 ≈ 37 сырых баллов. Аналогично вычисляются значения для других Т-показателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.