Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные установки и стереотипы




Социальные стереотипы –упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права.

1) Техника репертуарных решеток Келли - метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру. Социальное взаимодействие состоит из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать конструкт как часть конструктной системы другого человека. Для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого человека, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Если люди отличаются тем, как они интерпретируют события, то, следовательно, они могут быть похожими, если схожим образом интерпретируют свой опыт.

2) Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда. Выбор данной методики исследования мотивирован тем, что в ней используются основные принципы семантического дифференциала. Это метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоциональных отношений личности к объектам, анализа социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различные аспекты самооценки и т.д. Эта техника была разработана Осгудом и предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т.д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта. И так как цель данного исследования - выявление стереотипов, эта методика вполне адекватна.

Обработанные с помощью факторного и корреляционного анализа результаты, полученные с помощью методики Келли, дают обширный материал для интерпретации. В интернете (сайт "Академия подарка") по поводу выбора подарка были найдены ценные замечания, которые отчасти соответствуют и нашему подходу к определению смысла этого феномена.

Чем подарок отличается от "неподарка"?
Прежде всего, нужно сформулировать, какими свойствами должен обладать некоторый предмет, чтобы его можно было назвать подарком?

Анализ проведенных интервью (респонденты отвечали на вопрос: "Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его можно было назвать подарком?") выявил некоторые особенности, по которым человек определяет, какой же объект можно назвать подарком:
- упакованным, приуроченным, сопровожденным ритуалом дарения;
- подарок должен быть красивым, качественным, со смыслом;
- яркий, должна быть какая-то изюминка, ценность (желательно материальная);
полезность; должен учитывать индивидуальность, запоминающийся;
- в принципе, все, что приходит со стороны, без твоей инициативы и призвано вызывать положительные эмоции, с большей или меньшей долей вероятности можно отнести к подарку;
- подарок должен быть вручен от чистого сердца и безвозмездно.

Данные интервью показывают, что респонденты очень часто выделяют не только качества объектов, но и ритуалы дарения.

На первом этапе эмпирического исследования были выделены 24 характеристики объектов, которые можно было назвать "подарками", - дескрипторы, к ним были отнесены полярные параметры:
1. Неоригинальный - оригинальный
2. Ожидаемый - неожиданный
3. Бесполезный - полезный
4. Маленький - большой
5. Несимволичный - символичный
6. Дешевый - дорогой
7. Без надписи - с надписью
8. Без смысла - с внутренним смыслом
9. Не интересный - интересный
10. Злой (жестокий) - добрый
11. Не яркий - яркий
12. Не имеющий материальной ценности - имеющий материальную ценность
13. Серьезный - шутливый
14. Не модный - модный
15. Не имеющий духовной ценности - имеющий духовную ценность
16. Не функциональный - функциональный
17. Мужской - женский
18. Не оформленный - празднично оформленный
19. Не индивидуальный - индивидуальный
20. Не загадочный - загадочный
21. Не интимный - интимный
22. Взрослый - детский
23. Заказанный - cюрприз
24. Для общего пользования - личный.

Также были выделены роли, относительно которых были проведены оценки:
1. Любимый человек
2. Мама
3. Папа
4. Дети
5. Близкий мужчина (друг)
6. Близкая женщина (подруга)
7. Пожилые родственники
8. Я

 

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

виды установок по их модальности:

- положительные («за» объект);

- отрицательные («против» объекта);

- нейтральные.

Основная функция установки - регуляция социального поведения индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.