Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность понятия общения




Психология общения. Понятие и сущность общения. Виды, типы и структура общения.

Общение – сложный процесс выступающий, как:

 взаимодействие людей;

 вид самостоятельной человеческой деятельности;

 атрибут других видов человеческой деятельности;

 информационный процесс;

 отношение людей друг к другу;

 взаимовлияние людей;

 взаимное переживание;

 взаимное понимание.

Позиции при переговорах:

 угловая позиция используется людьми, которые находятся в дружеских отношениях;

 друг напротив друга – затрудняет взаимопонимание (соревновательно-оборонительная);

 собеседник не хочет общаться, избегает открытого разговора;

 позиция контроля над ситуацией;

 сотрудничество.

Функции общения:

 контактная;

 информационная;

 побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций;

 координационная – согласование действий при организации совместной деятельности;

 понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее;

 эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

 функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом;

 функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей.

Средства общения

 лингвистические;

 визуально-контекстные (жесты, мимика);

 паралингвистические (голос, интонация);

 экспресс-лингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);

 пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация).

Восприятие пространства при общении

Психологи выделяют три зоны:

 интимная (20-30 сантиметров до тела человека);

 личностная (один метр до тела человека);

 социальная (три метра до тела человека).

В социальную зону мы впускаем практически всех за исключением тех, кого не можем терпеть, а когда этот человек оказался близко, мы испытываем дискомфорт, стараемся увеличить дистанцию или проявляем агрессию. В личностную зону мы пускаем человека с которым ровные отношения, но не впускаем родственника, с которым находимся в ссоре. В зону интимного пространства мы добровольно впускаем тех, кто нам близок, но иногда обнимать при встрече других люде, если этого требует протокол. Если кто-то вошел в вашу интимную зону, вы для этого человека представляете не только интерес, но и возможно человек хочет продемонстрировать силу по отношению к вам.

Психологи выявили, что аудитория социально неоднородна. В первом ряду, как правило, сидят люди с высоким статусом, пожилые, женщины, дети, а также люди, которые доброжелательны, интересующиеся, которые не боятся психологического прессинга. На последних рядах сидят люди с низким статусом, молодые, мужчины и люди проявляющие агрессию.

Структура взаимодействия в общении

Взаимодействие – процесс, который складывается из:

 физический контакт;

 перемещение в пространстве;

 совместное групповое или массовое действие;

 духовный вербальный контакт;

 невербальный информационный контакт.

Взаимодействия бывают:

 внутриличностные;

 межличностные;

 личностно-групповые;

 личностно-массовые;

 межгрупповые;

 массово-групповые.

· Заражение – способ воздействия определяемым образом объединений больших групп людей (ситуация паники, религиозный экстаз). Это бессознательная спонтанная форма, включающая личности в определенные психические состояния (сопереживание общего психологического состояния большой группой людей одновременно). Основа заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. Функции: усиление сплоченности и компенсация недостаточной сплоченности.

· Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается не критически, оно адресовано не логичному мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Эффективно внушение для людей с доминированием ситуативного психологического (неуверенные в себе люди, дети, утомленные люди, ослабленные физически). Различия между заражением и внушением:

o при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния;

o внушение не предполагает равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий не подвержен тому же состоянию, что и внушаемый;

o внушение имеет одностороннюю направленность;

o внушение носит вербальный характер, а при заражении используются и другие средства (восклицание, ритм, интонация).

· Убеждение – система логических доказательств, ориентированных на критически-настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано это воздействие. Заинтересованность – стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо. Убеждение – воздействие на эмоциональную и на рациональную сферы личности. Отличие убеждения от внушения: внушение не нуждается в доказательстве и логике. Условия эффективности убеждающего воздействия:

o содержание убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

o убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

o убеждение последовательно и доказательно;

o убеждение содержит обобщающие положения и так же содержит конкретные факты и примеры;

o убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт;

o убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.

· Подражание – воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Виды подражания:

o логическое и нелогическое;

o внутреннее и внешнее;

o подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

o подражание идет от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние);

o низшие по социальной лестнице подражают высшим.

6. Социальная перцепция. Сущность и основные характеристики межличностного восприятия. Психологические особенности межличностного взаимопонимания

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей

основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.
Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

Обычно выделяют четыре основные функциимежличностного восприятия:
• познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
• познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
• установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
• организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

В ходе социального восприятия формируются образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности. Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п.

Во-вторых, другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере выделяются обязательно доминирующие качества его личности.

С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов.Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.

Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).

Эффект ореола — это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них вьщеляют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооценивают или вообще не замечают. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке (людях) оказалось отрицательным, то даже положительные его (их) качества и поступки в последующем не замечают либо недооценивают на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

7.Психология конфликта. Общая характеристика конфликта и его виды. Структура и содержание конфликта. Управление конфликтом

Психология конфликта. Чаще всего конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя и более людьми или группами. Наиболее частыми причинами конфликтных ситуаций могут быть несовпадение взглядов, психологическая несовместимость людей, несогласие с собеседником и нежелание понять его позицию.

Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.
Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;
2) присутствие противоборства между различными людьми: официальными руководителями и неформальными лидерами; формальными группами (микрогруппами) с одной стороны и неформальными -- с другой; разностатусными их членами; разными микрогруппами;
3) разрыв отношений между определенными группами (микрогруппами) и внутри них;
4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами общества и группами.

Обычно конфликты имеют следующую динамику и структуру:
-- при появлении конфликтной ситуации фиксируется возникновение
противоречий между членами группы;
-- приходящее через определенное время осознание конфликтной ситуации активизирует участников конфликта на принятие необходимых мер;
-- конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сторон;
-- разрешение конфликта приводит к снятию противоречий конфликтующих людей;
-- на послеконфликтной стадии происходит разрядка напряженности.
Стороны конфликта - это его участники.
Конфликтная ситуация - столкновение сторон, участвующих в конфликте.
Основные формы завершения конфликта
Завершение конфликта - это окончание конфликта по любым причинам.
Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.
Затухание конфликта -- это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из "явной" формы в скрытую.
Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.,
Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.
Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем приведет к возобновлению конфликта.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.
На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта. Принимая во внимание предмет нашего исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликте представителей разных этносов часто приводит к тому, что их поведение и действия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков, отличиями в специфике взаимоотношений и даже культуре народа в целом.

Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов — внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.

На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. При участии представителей разных этносов это практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга — это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга — индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяют также оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта.

Управление конфликтом через решения проблемы осуществляется в следующем порядке:

  1. Определение проблемы в категориях целей, а не решений.
  2. Выявление решения, приемлемого для обеих сторон конфликта.
  3. Акцентирование внимания на проблеме, а не на личных чертах сторон конфликта.
  4. Обеспечение атмосферы доверия, увеличение взаимного влияния и распространения обмена информацией.

Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. В качестве метода решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.

Для организации переговорного процесса необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

  • наличие взаимозависимости конфликтующих сторон;
  • отсутствие значительного различия в возможностях (полномочиях) участников конфликта;
  • соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
  • участие в переговорах сторон, которые могут принимать решения в определенной ситуации.

Соответствующие агрессивные действия как методы для преодоления конфликтных ситуаций являются крайне нежелательными. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации силой с использованием насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только такими методами.

В практике управления конфликтами выделяют три направления: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом..

Отход применяется в случаях:

  • значительных потерь от развертывания конфликта;
  • банальности проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • важности других проблем, требующих своего решения;
  • необходимости охлаждения страстей;
  • необходимости выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения;
  • подключения других сил для разрешения конфликта;
  • наличия страха перед противоположной стороной или конфликтом, что надвигается.

Уход от конфликта не следует применять в тех случаях, когда проблема, лежащая в его основе, очень важна, или при наличии перспективы довольно длительного существования данного конфликта.

Разновидностью метода ухода от конфликта является метод бездеятельности. При использовании этого метода развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно.

Бездействие является оправданным в условиях полной неопределенности, когда невозможно предусмотреть варианты развития событий, прогнозировать последствия..

Управление конфликтами предполагает целенаправленное воздействие:

  • на устранение (минимизацию) причин, которые породили конфликт;
  • на коррекцию поведения участников конфликта;
  • на поддержку контролируемого уровня конфликтности.

Существует достаточно много методов управления с целью предотвращения возникновения конфликтов:

  • внутриличностные методы - методы воздействия на отдельную личность;
  • структурные методы - методы по профилактике и устранению организационных конфликтов;
  • межличностные методы преобразования стиля поведения в конфликте;
  • персональные методы;
  • переговоры;
  • методы воздействия на индивидуальное поведение и приведения в соответствие организационных ролей сотрудников с учетом их функциональных обязанностей (возможно манипулирование сотрудниками);

методы активизации соответствующих агрессивных действий, которые применяются в чрезвычайных случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.