Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия




МЕТОДЫ: Метод наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в ситуации исследования различают включенное и невключенное наблюдение.

Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности.

Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).
Опросы делятся на два основных типа:а) интервью б) анкетирование

Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, однако широко применяются для диагностики разных групп, межличностного, межгруппового и других видов взаимодействия, социальной перцепции, социально-психологических свойств личности.

Шкалы измерения социальных установок занимают особое место среди тестов в социально-психологических исследованиях. Они позволяют количественно измерять направленность и интенсивность психологической готовности личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов (работе, политике, социальным группам и т. д.).

Эксперимент в социальной психологии — это специально организованная процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из которых относится к категории социально-психологических.

Аппаратурный метод чрезвычайно способствовал развитию экспериментальных процедур исследования социально-психологических феноменов групповой деятельности

3.) Социальное взаимодействие. Общая характеристика взаимодействия. Разновидности взаимодействия

Социальное взаимодействие (social interaction) - это устойчивое выполнение определённых действий, которые направлены на партнёра для ответной реакции с его стороны. Если сказать иначе, то социальное взаимодействие – это процесс, благодаря которому люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Таким образом, появляются новые социальные отношения. Например, одни действия человека относятся к общению с другими людьми, их целями и интересами, приводят к обмену информации; другие же действия человека лишены этого и ограничиваются его внутренним миром.

Первая концепция социального обмена Дж. Хоманса, которая характеризует взаимодействие как обмен нематериальными и материальными ценностями.

Вторая концепция – символический интеракционизм – диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, а также пытаются объяснить действия других людей.

И последняя концепция, когда люди управляют своими впечатлениями и исполняют свои «партии».

Взаимодействия - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождение их взаимного обусловливания и их связь. Содержание взаимодействия определятся вокруг чего и по поводу чего разворачивается это взаимодействие.

Стиль взаимодействия – как человек взаимодействует с окружающими. Бывает продуктивно и непродуктивно.

Продуктивный стиль – плодотворный способ контакта партнера, который способствует установлению взаимного доверия и раскрытию личностного потенциала.

Непродуктивный стиль – не плодотворный способ контакта партнера, который блокирует реализацию личностного потенциала. Критерии, которые определяют стиль взаимодействия: 1.Характер активности в позиции партнера: продуктивный – рядом с партнером; непродуктивный – над партнером. 2.Характер выдвигаемых целей: продуктивный – совместная разработка целей; непродуктивный – доминирующий партнер не стремится обсуждать цели. 3. Характер ответственности: продуктивный – ответственность поровну; непродуктивный – доминирующий партнер берет ответственность на себя; 4. Характер отношений, которые возникают между партнерами: продуктивный – доброжелательность, доверие; непродуктивный – агрессия, обида.

Виды взаимодействия: 1. Межличностная - «я», «он». Контакты 2-х или более людей, которые вызывают изменение поведения, установок, отношений. 2. Межгрупповая – «мы», «они». Процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия множественных субъектов и объектов друг на друга.

Уровни взаимодействия: 1. Низший уровень – первичные контакты, которые впоследствии могут не повториться. Характерен обменом информации, общением, восприятием друг друга, принятия или неприятия людей друг друга. 2.Средний уровень - характер для продуктивной совместной деятельности, принятия эффективного решения проблем, эффективное влияние людей друг на друга – убеждение, внушение, конформность. 3.Высший уровень – взаимное содействие людей и полное взаимопонимание. Общение – это процесс, которые осуществляется с помощью средств речевого и не речевого воздействия. Предполагает взаимодействие между несколькими участниками, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между партнерами.

Интерактивная сторона общения Общение как взаимодействие – интеракция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.