Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории и законы. Взаимодействие экономики и права




Основные этапы развития эк-ой теории. Современные школы и направления эк-ой науки.

В становлении и развитии эк-ой теории м. выделить след. основные этапы: начальное развитие (сер. 18-нач.19в.), открытие и разработка основополаг-их теоретич. принципов эк-ки (сер.19-30г.20в.), современ-е эк-ие школы. 1ые систематиз-ые представления о эк-ке в 16-17в., сформир-ал меркантелизм, он прошел 2 стадии: расширенный меркантилизм (исходил из положения о необходимости строгого регулирования и охраны денежного запаса гос-ва и огранич-ся разработкой таких законод-ых мер, как запрещение вывода благородных металлов, ограничение импорт и т.д.) поздний меркантилизм (считал необх-ым поддерживать активный, внешнеторговый баланс т.е. продавать больше, а покупать меньше). 17-сер.18в. переход от меркантелизма к класич-ой эк-ой теории; труд Смита и исслед-ие о природе и принципах богатства, напротив считал, что основным стимулом эк-ой активности чел-ка явл-ся частный интнрес кот. м. реализовать в процессе разделения труда и обмена. Он заложил основы свободной конкуренции, песпрепят-ая передача капитала, основы анализа, функц-ие рын. эк-ки. Рикардо развил труд-ую теорию стоимости товара, а в кач-ве центральной проблемы – вопрос о распределении доходов между основными классами. В последней трети 19в.-меркантелизм Менгер, Вальрис утверждали, что потребл-ие чел-ка явл-ся движущим рычагом развития эк-ки. разработали метод эк-ого анализа базир-йся на предельных величинах формир-ия. Закон убыв-ей предельной полезности, в дальнейшем они освоили теорию произв-ва и издержек, распредел. дохода. Конец 19-нач.20в.-неокласич-ая эк-ая теория. Маршалл считал, что опр-ые задачи эк-ой науки-изучение чел-их потреб-ей, полезностей благ и рын.спроса. он анализ-ал богатство и деньги. Конец 20х - нач. 30х годов 20в. Дж. Кейнс-рын-ый мех-м без гос-ого регулир-ия не справится с многочисл-ыми проблемами на макроуровне. 70х г. 20в. Возникла неолиберальная концепция отстаив-ая свободу предприним-ва, отвод-ая гос-ву роль арбитра, одно из неолибер-ых направлений-монетаризм (деньги игр.важн.роль, путем регулир-ия объема денеж.массы, можно оказ-ть эффект влиян-ия на эк-ку). Опр-щий шаг в развитии эк-ой теории связан с идеей неоклас-ого синтеза т.е. разумного сочетания всего наиболее ценного в неоклас-их школах, согласно её, активное вмешат-во гос-ва в эк-ку доп-ся только при сокращении конкуренции, час.собственности и свободном выборе и функц-ии рынка

В наиболее общем виде предмет эк-ой науки -это исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлет-ия потребителей, т.е. эк-ая теория изучает поведение людей, связанное с произв-ом, распр-ем, потреб-ем эк-их благ, в условиях неизбежных ресурсных ограничений. Эк-ая наука примен-т большое кол-во способов исслед-ия и приемов анализа. Так, для познания эк-их явл-ий она использует общие для многих гуманит-ых наук методы, важнейшие из кот-х: анализ и синтез, индукция и дедукция,научная абстракция. Анализ- разделение целого на сост-ие части и изучение каждого из них. Синтез- соединение отдельных частей явления, изученных в процессе анализа в единое целое. Индукция- метод познания, основанный на умозаключениях, идущих от частного к общему. Дедукция- метод, исходящий от общего к частному, от теории к фактам. Научная абстракция- метод выделения главного в объекте исследования и отвлечение от всего случайного и несущественного. Метод функционального аналаза - о тражающий принцип взаимной кол-ой зависимости эк-их категорий. Метод предельного анализа - рассмотрение эк-их процессов в постоянно измен-ся виде, в сопостав-ии общих или средних эк-их велечин и их изменений. Эк-ое моделирование- основной метод эк-ой теории, изучение объектов познания непосред-нно, а косвенно, с помощью анализа некоторых вспомог-ых объектов, кот-е и наз-ся моделями. Позитивный анализ- имеет дело с фактами, предполагает исследование того, что суть, норматив-ый анализ, вкл-т субъективные ценностные суждения, представления о том, что д.б.

Законы- объективно-сущ-ые устойчивые причинно-след-ые связи между явлениями эк-ой жизни (закон спроса-показ. обрат-ую зависимость между целой большинства товара и объемом спроса на них независимо от воли. В модели м.б. переменные представлены в кач-ве заданных-параметры). Функция- переменная величина; аргумент независимости переменной.

Роль и значение эк-ой теории опр-ся выполняемыми ей функциями: 1) познавательная (описание и объяснение эк-их процессов, поведения хоз-ых субъектов); 2) методологическая (дает теоретич-ую основу для исслед-ий в прикладных эк-их науках); 3) практическая (позволяет использ-ть результаты эк-ого анализа для принятия соответ-их решений и разработки эк-ой политики системы мероприятий, направл-ых на достижен.эк-их целей); 4) прогностическая (делает возможным предвидение в обл. краткосрочного и долгоср-ого эк0ого развития). Эк-ие науки изучают способы произв-ва матер-ых благ, формы собственности, хоз-ой жизни чел-ка и общ-ва, сущ-ие в нем распредел-ые отношения, раскрыв-т влияние эк-ого базиса на соц-ые и политич-ие институты. Объективная экон-ая обусловленность гос-но - правовых явлений выраж-ся прежде всего в том, что каждый способ произв-ва функц-ет тем испешней, чем больше простора ему дают гос-но-правов. механизмы. Эк-ие отнош-ия любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных гос-ых и прав-ых институтов. М. говорить об эк-ой заданности гос-ых учреждений и правовых норм, где непосред-но смыкаются эк-ие и прав-ые проблемы. Гос-во и право, возник-т в ответ на эк-ие потребности, сами выступают важнейшим фактором эффект-ого функц-ия и даже формир-ие соответ-их общественных отношений. Гос-во и право сопряжены с эк-ми отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной науки. Методы и приемы эк-ого анализа в наст-ее время стали активно применяться в сферах исследования других гумманит-ых наук-юриспруденции, политики, социологии. Это позволило различным явлениям общест-ой жизни дать рацион-ые эк-ие толкования. Так, в последнее время в нашей стране и за рубежом активно развив-ся эк-ка права, в кот. отдельные отрасли права и конкрет-ые норм-ые акты исслед-ся с помощью эк-их методов анализа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.