Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики




Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит.

Расходы гос бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Пртовоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, наз бюджетным профицитом(излишком). Принято различать первичный и общий дифицит гос-го бюджета. Первичный дефицит – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос долгу.По аналогии опред и первичный профицит.

Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит гос бюджета. Фактический- отрицательн разница м\д фактическими(действительными)доходами и расходами правительства. Структурный – разность м\д доходами и расходами гос бюджета, рассчитанная для уровня национ дохода, соотв полной занятости. Др.словами это та занятость кот существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос-ых расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость. Циклический- разница м\д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета.Он представл собой следствие колебаний эконом активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и гос расходах происходят автоматически.Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка(профицита):

 

Налгово-бюджетную политику принято подразделять на 2 типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).Дискреционная налогово-бюджетная политика- сознательное манипулирование законодательной властью налогооблажением и гос расходами с целью взаимодействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказыв влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом поределении важно отметить то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соотв законы,касающиеся объема гос расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, гос расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост гос расходов и\или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение гос расходов и\или рост ставок налогов. Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е.превышением текущих расходов гос-ва над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами, и соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. АНБП явл результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, кот уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них-пособия по безработице и прогрессивное налогооблажение.

 

41. Деньги: сущность и функции. Денежная масса и ее основные агрегаты. Регултирование денежной массы в обращении.

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Деньги возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и появление их стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена. В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию.

Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью. На языке экономической теории это означает, что издержки обмена денег на какие-либо др блага = 0.

Гос-во выпускает в обращение деньги как законное средство платежа в экономике. Предложение денег (денежную массу) обеспечивает по согласованию с правительством Центральный банк страны. Т.О. современные деньги представляют собой декретные деньги кот правительство провозгалшает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

В экономике страны население предъявляет спрос на деньги, поскольку они выполняют важные функции:1). Счетная единица в бартерной экономике торговля ведется по относительным ценам товаров. Чем больше товаров вовлекается в обмен, тем больше кол-во относительных денег. Поэтому объективно требуется своеобразная единая мера ценности, роль кот выполняют деньги. С появлением денег цены всех товаров получают денежное выражение. 2). Средство обмена – В бартерной экономике необх двойное совпадение потребностей для заключения сделок. Деньги становятся посредниками в товарообменных сделках (товар-деньги-товар). 3). Средство сохранения ценности –деньги позволяют сохранить ценность богатства, служат его накоплению, хотя их ценность может со временем меняться. 4 ). Средство платежа- в денежной форме может фиксироваться величина обязательств и долгов; поэтому деньги служат средством платежа. В этой роли деньги используются, когда наблюдается несовпадение по времени покупок и продаж, т.е.товары продаются в кредит. ВЕКСЕЛЬ - безусловное долговое обязательство. Имея в своих активах векселя различных фирм, банки могли на их основе выпускать собственные векселя – БАНКНОТЫ, кот превращали банки в должников.

Денежная масса -совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающ обращение товаров и услуг, кот располаг частн лица, институциональные собственники, гос-во. В структуре денежной массы выделяется активн часть и пассивн часть. Наличные средства - бумажные деньги, мелкая разменная монета. «Квази-деньги» -наиболее весомая и быстро растущая часть в структуре денежной массы. Экономисты наз «квази-деньги» ликвидными ативами. Расположив компоненты денежной массы по степени убывании я ликвидности, можно выделить неск денежных агрегатов – показателей денежной массы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.