КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипертимный тип
Людей этого типа характеризует чрезмерная контактность, разговорчивость, выразительность жестов, мимики. Они довольно часто отклоняются от первоначальной темы разговора. У таких людей возникают эпизодические конфликты из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Они часто сами бывают инициаторами конфликтов и обижаются, если им делают замечания по этому поводу. Представители данного типа характеризуются энергичностью, потребностью в деятельности, оптимизмом, инициативностью. Одновременно они легковерны, склонны к аморальным поступкам, отличаются повышенной возбудимостью. Они тяжело переносят условия строгой дисциплины, однообразную деятельность, вынужденное одиночество. Сильные стороны: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов. Слабые стороны: поверхностность, легкое отношение к морали и законам, необязательность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость. Конфликтные ситуации: Строгая регламентация, жесткое подчинение дисциплинарным требованиям; ограничение двигательной активности, вынужденное безделье; резкое ограничение общения, одиночество; однообразная обстановка, монотонный труд, требующий тщательной кропотливой работы; Как общаться с человеком с гипертимной акцентуацией характера: Необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность. Поэтому основная задача – обеспечить полезные направления приложения сил и энергии. Желательно поручать руководство в организации дел, развлечений, где требуется быстрота, разнообразие, находчивость. Особенно полезны занятия спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства, прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины. Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, «проработка» на виду у других могут вызвать только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание и нарочитое нарушение правил и порядков. В воспитании противопоказан мелочный контроль, но недопустим и недостаток контроля. Избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому человеку. Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.
65. Как общаться с человеком с шизоидной акцентуацией характера: Шизоидный тип: Характеризуется замкнутостью, необщительностью, отгороженностью от окружающего мира, погруженностью в свой внутренний мир, неспособностью или нежеланием общаться, что связано с неумением сопереживать. Шизоиды не тяготятся своей нелюдимостью, объясняя свое поведение отсутствием интересных собеседников и тем для разговора. Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Представители этого типа не переносят, когда им лезут в душу, они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру. Шизоиды неспособны переживать яркие эмоции, положительные или отрицательные, им свойственна эмоциональная холодность, особенно в общении с близкими людьми. Сильные стороны: серьезность, несуетливость, немногословие, устойчивость интересов и постоянство занятий. Слабые стороны: замкнутость, холодность, излишняя рассудочность. Конфликтные ситуации: установление неформальных эмоциональных контактов, насильственное вторжение посторонних в его внутренний мир; критика его образа жизни, его «системы». Как общаться с человеком с шизоидной акцентуацией характера: Установление контакта представляет значительную трудность. Часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни, и он обсуждается, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции этого человека. Основным признаком установления контакта служит момент, когда он начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
66. Как общаться с человеком с демонстративной акцентуацией характера: Демонстративный тип: Представители этого типа легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, власти и похвале. Они умеют хорошо приспосабливаться к людям и одновременно склонны к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и чрезмерной амбициозностью, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Сильные стороны: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность. Слабые стороны: чувствительны к невниманию, потери комфорта, склонность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость Конфликтные ситуации: ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие;ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности; критика достижений, таланта или способностей; ограничение круга общения, вынужденное одиночество; ситуации нелепого или смешного положения; разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их высмеивание. Как общаться с человеком с демонстративной акцентуацией характера: Для установления контакта необходимо дать почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться. Взаимодействие с таким человеком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности. Игнорировать всяческие попытки уклониться от работы.
67. Как общаться с человеком с сензитивной акцентуацией характера: Сензитивный тип: Постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Легко развиваются психогенные депрессии и фобии. Если удается обзавестись семьей и детьми, то сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться. Сильные стороны: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны. Слабые стороны: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой. Конфликтные ситуации: насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;недоброжелательное внимание или публичные обвинения. Как общаться с человеком с сензитивной акцентуацией характера: Основной целью или помощью является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.Нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие убежденность в том, что он нужен другим. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений.При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой. 68. Как общаться с человеком с циклотимической акцентуацией характера: Циклоидный тип: Довольно частые периодические смены настроения, присущие представителям этого типа, вызывают изменения и манеры общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они очень коммуникабельны и ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период подавленности – замкнуты. Сильные стороны: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения. Слабые стороны: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Грусть, задумчивость, вялость, упадок сил, трудности в учебе и в жизни, раздражаемость компаниями сверстников. Конфликтные ситуации: эмоциональное отвержение со стороны значимых для них людей;коренная ломка жизненных стереотипов. Как общаться с человеком с циклотимической акцентуацией характера: Особенности взаимодействия зависят от фазы. При установлении контакта важно понять, что сейчас чувствует человек, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержательную часть беседы. Если находится в фазе спада, то целесообразнее просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя. 69. Использование психологических знаний в профессиональной деятельности: Знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. На этой основе и строится работа, направленная на преодоление и искоренение своих недостатков и развитие положительных качеств. Знание психологии открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить свое внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, более эффективно организовывать учебную работу, можно научится достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил. Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания. Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие работников. Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Психологической основой формирования профессиональной пригодности к любой деятельности является устойчивая положительная профессиональная мотивация, определяющая направление, в котором идет формирование профессиональных качеств личности, развивающая творческий подход к труду. В профессиональной деятельности любого специалиста важное место занимает его психологическая подготовленность. Это связано, прежде всего, с тем, что при решении профессиональных задач, он вынужден: Вступать в непосредственные контакты с людьми; Выяснять сложные переплетения человеческих взаимоотношений, мотивы поступков, интересы и устремления людей; В процессе общения учитывать типичные и индивидуальные особенности людей, которые имеют различные характеры, свое отношение к миру, особые характеристики мышления, памяти, внимания, разный уровень культуры и воспитания; Развития коммуникативных способностей и умений, правильно выстраивать собственную линию поведения в общении, избегая конфликтов при решении деловых вопросов; Рационально распределять свои силы и способности, надолго сохранять работоспособность и, при наименьших затратах энергии, получать доказательные оптимальные результаты; Осуществлять самодиагностику своих возможностей, развивать недостающие психологические качества, осваивать навыки саморегуляции, технологии саморазвития, способствующие личностному самоутверждению в профессии. Знание психических закономерностей, применение в процессе деятельности определенных психологических методов облегчает труд, помогает регулировать и строить правильные взаимоотношения с заинтересованными лицами, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать эти результаты в деятельности. кроме того, знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы у других лиц, правильно принимать решения в критических ситуациях.
70. Использование психологических знаний в спорте: Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности. В результате совокупного влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности. Развитие психических способностей - это не только рост, но и качественные изменения, обусловливающие возникновение новообразований и новых психических способностей. Для современного мирового спорта характерны неуклонный и значительный рост спортивных результатов, огромная затрата участниками спортивных соревнований не только физической, но и психической энергии: даже очень хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции и психологические черты личности. Таким образом, психологическая подготовка спортсмена имеет такое же большое значение в его спортивном совершенствовании, как физическая, техническая и тактическая подготовка. Отличительной особенностью спорта по сравнению со многими другими видами деятельности является то, что спорт – это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей. Поэтому воспитание качеств спортсмена составляет органическую часть его общей психологической подготовки. Основной задачей общей психологической подготовки спортсмена является развитие и совершенствование следующих качеств: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости, настойчивости (упорства), решительности, самообладания, стойкости (силы воли). Эти качества личности характеризуются следующими особенностями. 1. Целеустремленность—способность к сознательной постановке как общих целей действия, так и частных. 2. Стойкость — способность выдерживать в процессе спортивной борьбы большие трудности, продолжать борьбу в состоянии сильного утомления или даже получив травму, проявляя при этом большую силу воли. 3. Уверенность—способность к трезвому и объективному анализу своих сил и возможностей, в связи с чем спортсмен без каких-либо сомнений предпринимает именно данные действия и выполняет их именно данным образом. 4. Настойчивость—способность не останавливаться на пути к достижению цели, несмотря на временные неудачи или трудности, стремление, во что бы то ни стало выйти победителем в борьбе с этими трудностями. 5. Смелость — способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например, возможность получить травму. Все качества органически связаны друг с другом, развитие и совершенствование одних помогает развитию и совершенствованию других.
71. Использование психологических знаний в работе педагога: Педагогика и психология, являясь антропологическими науками и имея единый объект изучения – человека, различаются предметом и методами исследования. Психология, отмечал Б.Г. Ананьев, является для педагогики источником знаний о ресурсах и резервах человеческого развития и факторах, определяющих изменение человеческой природы. Каждый учитель обязан использовать психологические знания в педагогической деятельности. Особенно это актуально для учителя начальных классов, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит формирование учащегося как субъекта учебной деятельности. В настоящее время, учитывая перспективы технического прогресса и общественного развития, перед педагогом должны быть, поставлены задачи воспитания гармонично развитого подростка, который усваивал бы навыки не только умственного труда, овладев нужными знаниями в условиях повышения информационных нагрузок, но и рос здоровым и духовно физически. Преподаватель должен хорошо знать все тонкости психологического такта и педагогической этики. Успеваемость во многом зависит от психологической установки на весь учебный процесс. Преподаватель, который обладает педагогическим тактом, способен предотвратить ряд трудностей по адаптации, возникающих, например, у застенчивых подростков по отношению к своим сверстникам или у студента, попавшего в другую группу. Неправильное слово, жест могут нанести психологический ущерб подростку. В связи этом необходимо учитывать социально-психологические особенности личности. В возрасте от 12 до 17 лет у подростка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно четко вырисовываться особенности характера, проявляются основы личности. Психологические особенности можно выявить с помощью общеизвестных приемов педагогики и психологии: наблюдения, беседы и изучения. Наблюдение – один из методов психологического исследования личности. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить характерологические особенности человека, его способности, испытываемое состояние. Беседу следует, начинает со знакомства. В начале можно познакомиться с интересами и склонностями. Изучение особенностей личности должно производиться целенаправленно. Изучение ведется индивидуально, с учетом особенностей личности. Главная цель изучения – выявить положительное, что свойственно личности, ибо через развитие позитивных качеств, происходит как гражданское воспитание, так и успешное обучение личности. На основании полученных результатов может быть составлена психологическая характеристика личности, являющаяся основой педагогической характеристики. Методы воздействия на личность: убеждение, методы стимулирования. Убеждение – это разносторонне воздействие на разум, чувства, волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Психологические условия формирование свойств личности будет наиболее успешным при соблюдение следующих: - Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека. - Активность и самостоятельность самих учащихся. - Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения. - Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
72.Приведите примеры понятия, суждения, умозаключения как форм мышления: Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие это как бы сам акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общие, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Умозаключение – операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Умозаключение – более высокий уровень логического опосредования, чем суждение. Примеры: А) 1. Обвиняемый имеет право на защиту. 2. Синицев — обвиняемый. 3. Синицев имеет право на защиту. Б) 1. Религиозные организации не выполняют государственных функций. 2.Церковь — религиозная организация. 3. Церковь не выполняет государственных функций. В) 1. Все студенты сдают экзамены 2. Жуков — студент 3. Жуков сдает экзамены
73.Как составить психологическую характеристику: План:
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |