Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма на рынках олигополии и монополистической конкуренции




Фирма на рынке совершенной конкуренции.

Общая характеристика основных моделей рынка по степени конкуренции

Конкуренция – действия предпринимателя, направленные на создание своего круга потребителей, расширение этого круга при одновременном воздействии на потребителя других предпринимателей.

Совершенная конкуренция: Кол-во фирм - очень много; Тип товара – однородный; Возможность влияния на цены – отсутствует; Барьеры для выхода на рынок - Отсутствуют (очень легкие); Неценовая конкуренция - Есть только ценовая; Информация об условиях рынка и его участников - Полная информация; Примеры - Рынки с/х продукции и ценных бумаг.

Монополистическая конкуренция: Кол-во фирм – много; Тип товара – дифференцирован; Возможность влияния на цены - Почти отсутствует (слабая); Барьеры для выхода на рынок - Почти отсутствуют; Неценовая конкуренция - Инструменты маркетинга; Информация об условиях рынка и его участников – ограничена; Примеры - Рынок обуви, одежды, быт. техники, продукты питания.

Олигополия: Кол-во фирм – нисколько; Тип товара - Однор. или диффер.; Возможность влияния на цены - Значительно, но ограничено взаимозависимостью; Барьеры для выхода на рынок - очень значительные; Неценовая конкуренция - Присутствует, use различные элементы маркетинга; Информация об условиях рынка и его участников – ограничена; Примеры - Рынок, нефти. Автомобилей.

Монополия: Кол-во фирм – одна; Тип товара – уникальный; Возможность влияния на цены - Очень значительная; Барьеры для выхода на рынок - Вход заблокирован; Неценовая конкуренция - Проявляется через лоббирование (продвижение) своих интересов; Информация об условиях рынка и его участников – закрыта; Примеры - Естественные монополии на фед., регион., и местном уровнях. Газпром, РЖД, Тагилводка.

Главная особенность рынка совершенной конкуренции — отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного произ­водителя.

Q – объем продаж; MR – предельный доход (выручка); MR= TR/ Q TR – общая выручка; MR=P TC – общие издержки; Pr=TR-TC – прибыль

Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Олигополию характеризуют следующие признаки.

1. Продукция может производиться как стандартизирован­ная (нефть, алюминий) — чистая олигополия, так и дифферен­цированная (например, автомобили) — дифференцированная оли­гополия. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыноч­ной власти.

5. Основной показатель олигополии — степень концентра­ции производства в руках нескольких фирм. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Про­стейшим показателем степени концентрации может служить ин­декс концентрации, отражающий процентное соотношение ры­ночных долей одной фирмы или группы фирм.

Для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм используется коэффициент Джинни (мера кон­центрации), отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка.

Основные причины существования олигополии:

1. Финансовые барьеры — огромные расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры — вла­дение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источ­никами.

3. Эффект слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у ее конкурентов, причем реакцию абсолютно непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя». В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия.

Основные черты рынка монополистической конкуренции

Как показывает практика, в реальной жизни условия, прису­щие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко со­блюдаются. Монополи­стическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элемен­ты, характерные для чистой монополии. Особенности монопо­листической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количе­ство небольших фирм, но численно их меньше, чем при совер­шенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинако­вую продукцию.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бы­товая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции.

2. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. По­скольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, но с другой стороны, при мо­нополистической конкуренции могут возникнуть дополнитель­ные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм.

4. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производи­мой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономиче­ские и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует не­сколько методов:

• дифференциация продукции;

• реклама.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.