КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фирма на рынках олигополии и монополистической конкуренции
Фирма на рынке совершенной конкуренции. Общая характеристика основных моделей рынка по степени конкуренции Конкуренция – действия предпринимателя, направленные на создание своего круга потребителей, расширение этого круга при одновременном воздействии на потребителя других предпринимателей. Совершенная конкуренция: Кол-во фирм - очень много; Тип товара – однородный; Возможность влияния на цены – отсутствует; Барьеры для выхода на рынок - Отсутствуют (очень легкие); Неценовая конкуренция - Есть только ценовая; Информация об условиях рынка и его участников - Полная информация; Примеры - Рынки с/х продукции и ценных бумаг. Монополистическая конкуренция: Кол-во фирм – много; Тип товара – дифференцирован; Возможность влияния на цены - Почти отсутствует (слабая); Барьеры для выхода на рынок - Почти отсутствуют; Неценовая конкуренция - Инструменты маркетинга; Информация об условиях рынка и его участников – ограничена; Примеры - Рынок обуви, одежды, быт. техники, продукты питания. Олигополия: Кол-во фирм – нисколько; Тип товара - Однор. или диффер.; Возможность влияния на цены - Значительно, но ограничено взаимозависимостью; Барьеры для выхода на рынок - очень значительные; Неценовая конкуренция - Присутствует, use различные элементы маркетинга; Информация об условиях рынка и его участников – ограничена; Примеры - Рынок, нефти. Автомобилей. Монополия: Кол-во фирм – одна; Тип товара – уникальный; Возможность влияния на цены - Очень значительная; Барьеры для выхода на рынок - Вход заблокирован; Неценовая конкуренция - Проявляется через лоббирование (продвижение) своих интересов; Информация об условиях рынка и его участников – закрыта; Примеры - Естественные монополии на фед., регион., и местном уровнях. Газпром, РЖД, Тагилводка.
Главная особенность рынка совершенной конкуренции — отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного производителя.
Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Олигополию характеризуют следующие признаки. 1. Продукция может производиться как стандартизированная (нефть, алюминий) — чистая олигополия, так и дифференцированная (например, автомобили) — дифференцированная олигополия. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти. 5. Основной показатель олигополии — степень концентрации производства в руках нескольких фирм. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или группы фирм. Для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм используется коэффициент Джинни (мера концентрации), отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка. Основные причины существования олигополии: 1. Финансовые барьеры — огромные расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры — владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками. 3. Эффект слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у ее конкурентов, причем реакцию абсолютно непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя». В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия.
Основные черты рынка монополистической конкуренции Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции: 1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. 2. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, но с другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. 4. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов: • дифференциация продукции; • реклама.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |