КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие общения в психологии, его виды и основные характеристики
Лидерство как социально-психологический феномен. Теории лидерства. Виды и механизмы власти лидера
Общение (О) – это процесс взаимодействия 2 или более человек, включающий обмен информацией и взаимное восприятие общающихся. В отечественной психологии выделяют 3 периода разработки проблемы общения: 1) Исследования В.М. Бехтерев. Он впервые поднял вопрос о роли общения как фактора психического развития человек и о влиянии группы на включённого в неё индивида. Но сам процесс О у Бехтерева ещё не был объектом самостоятельного исследования, а анализируется результат общения. 2) До 70х годов. В разработке этой проблемы преобладал теоретико-философский подход. Понятие О использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализации личности (Выгостский, Рубинштейн, Ананьев, Леонтьев) 3) С 70х годов. Общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психического исследования. Это период подлинного рождения проблемы О в психологии. О – это базовая (базисная) категория в психологии. О – это 3х сторонний процесс взаимодействия 2х или более людей. Включающий коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона – это передача информациивозможная при наличии у участников единой системы кодирования. Обмен информацией предпологает воздействия на партнёра. Интерактивная сторона – поддерживает межличностное взаимодействие людей в совместной деятельности. Необходимым условием эффективного общения является соблюдение каждым членом группы своей модели поведения. Перцептивная сторона – восприятие внешности, поступков и особенностей поведения другого человека. Осознание себя происходит через представление о другом человеке. Осознание включает идентификацию – понимание других через уподобление его характеристикам и рефлексию – это осознание восприятия собственной персоны со стороны другого человека.
Виды О: 1) Светское О. Люди говорят не то что думают, а то что полодено, то есть, общение безпердметное и закрытое. Обсуждается тот вопрос который не имеет значения. 2) Контакт масок. Формальное О. Стремление понять собеседника отсусвует. 3) Деловое О. Взаимодействие людей в процессе совместнйо деятельность, не круг личныз проблем, а спектр занятий в конктретной области. Отличительными особенностям делового О является общение в ущерб личным делам, направленность в О на повышение качества деятельсноти, развитие и расширение профессиональной коммуникации, сохранение социальной иерархичности групповых сообщностей. 4) Бытовое О. Непосредственное с окр. Людьми, не принуждённость, не подготовленность, спонтанность, повышенная доверительность, простые слова и т.д в О. 5) Формально ролевое О. 6) Примитивное О. Партнёр рассматривается с точки зрения полезности 7) Межличностное 8) Монологоческое О. Монолог делится на императив – диктаторсоке О, и манипулятив – извлечение выгоды. 9) Диологическое ФУНКЦИИ О: Б.Ломов выделяет 3 функции: 1)Информационно-коммуникативную. Охватывает процессы формирования, передачи и приёма информации. Её реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется вырабатывание различий в исходной информации людей, которые вступают в психологический контакт, второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решения (здесь О реализует цели информирования, обучения и др.), третий уровень связан со стремлением человека понять другого (О направленное на формирование оценокдостигнутых результатов) 2)Регуляционно-коммуникативная функция Заключается в регуляции поведения. Благодаря О человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий. При таких условиях проявляются феномены свойственные совместной деятельности, в частностисовместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. 3)Аффективно-коммуникативная Характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индвивида к окружающей среде. А. Реан выделяет 4 функциии: 1) Когнитивно-информационную (приём и передача информации) 2)Регулятивно-поведенческая (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий) 3) Аффективно-эмпатийная (описывает О как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне). 4) Социально-перцептивная (прцесс взаимного восприятия и познания субъектов) Л.Карпенко по критерию «Цель О» выделяет 8 функций: 1) Контактная –установление контакта как состояния взаимной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимной ориентированности. 2) Информационная – обмен сообщениями то есть приём – передача каких-либо данных в ответ на полученный от партнёра запрос. 3) Побудительная – стимулирование активности партнёра по О, что направляет его на выполнение тех или иных действий. 4) Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности. 5)Понимание – не только адекватное восприятие и понимание сущности О, но и понимание партнёрами друг друга. 6) Эмотивная – вызов у партнёра по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний. 7) Установление отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностны и других свзяей, в которых предстоит действовать индивиду 8) Осуществление взаимодействия: изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнёра. Среди функций О учёные выделяют социальные. Основные из них связанных с управлением общественно-трудовыми процессами, другие с установлением человеческих отношений.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |