Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общения в психологии, его виды и основные характеристики




Лидерство как социально-психологический феномен. Теории лидерства. Виды и механизмы власти лидера

 

 

Общение (О) – это процесс взаимодействия 2 или более человек, включающий обмен информацией и взаимное восприятие общающихся.

В отечественной психологии выделяют 3 периода разработки проблемы общения:

1) Исследования В.М. Бехтерев. Он впервые поднял вопрос о роли общения как фактора психического развития человек и о влиянии группы на включённого в неё индивида. Но сам процесс О у Бехтерева ещё не был объектом самостоятельного исследования, а анализируется результат общения.

2) До 70х годов. В разработке этой проблемы преобладал теоретико-философский подход. Понятие О использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализации личности (Выгостский, Рубинштейн, Ананьев, Леонтьев)

3) С 70х годов. Общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психического исследования. Это период подлинного рождения проблемы О в психологии. О – это базовая (базисная) категория в психологии.

О – это 3х сторонний процесс взаимодействия 2х или более людей. Включающий коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

Коммуникативная сторона – это передача информациивозможная при наличии у участников единой системы кодирования. Обмен информацией предпологает воздействия на партнёра.

Интерактивная сторона – поддерживает межличностное взаимодействие людей в совместной деятельности. Необходимым условием эффективного общения является соблюдение каждым членом группы своей модели поведения.

Перцептивная сторона – восприятие внешности, поступков и особенностей поведения другого человека. Осознание себя происходит через представление о другом человеке. Осознание включает идентификацию – понимание других через уподобление его характеристикам и рефлексию – это осознание восприятия собственной персоны со стороны другого человека.

 

 

Виды О:

1) Светское О. Люди говорят не то что думают, а то что полодено, то есть, общение безпердметное и закрытое. Обсуждается тот вопрос который не имеет значения.

2) Контакт масок. Формальное О. Стремление понять собеседника отсусвует.

3) Деловое О. Взаимодействие людей в процессе совместнйо деятельность, не круг личныз проблем, а спектр занятий в конктретной области. Отличительными особенностям делового О является общение в ущерб личным делам, направленность в О на повышение качества деятельсноти, развитие и расширение профессиональной коммуникации, сохранение социальной иерархичности групповых сообщностей.

4) Бытовое О. Непосредственное с окр. Людьми, не принуждённость, не подготовленность, спонтанность, повышенная доверительность, простые слова и т.д в О.

5) Формально ролевое О.

6) Примитивное О. Партнёр рассматривается с точки зрения полезности

7) Межличностное

8) Монологоческое О. Монолог делится на императив – диктаторсоке О, и манипулятив – извлечение выгоды.

9) Диологическое

ФУНКЦИИ О:

Б.Ломов выделяет 3 функции:

1)Информационно-коммуникативную.

Охватывает процессы формирования, передачи и приёма информации. Её реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется вырабатывание различий в исходной информации людей, которые вступают в психологический контакт, второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решения (здесь О реализует цели информирования, обучения и др.), третий уровень связан со стремлением человека понять другого (О направленное на формирование оценокдостигнутых результатов)

2)Регуляционно-коммуникативная функция

Заключается в регуляции поведения. Благодаря О человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий. При таких условиях проявляются феномены свойственные совместной деятельности, в частностисовместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения.

3)Аффективно-коммуникативная

Характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индвивида к окружающей среде.

А. Реан выделяет 4 функциии:

1) Когнитивно-информационную (приём и передача информации)

2)Регулятивно-поведенческая (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий)

3) Аффективно-эмпатийная (описывает О как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне).

4) Социально-перцептивная (прцесс взаимного восприятия и познания субъектов)

Л.Карпенко по критерию «Цель О» выделяет 8 функций:

1) Контактная –установление контакта как состояния взаимной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимной ориентированности.

2) Информационная – обмен сообщениями то есть приём – передача каких-либо данных в ответ на полученный от партнёра запрос.

3) Побудительная – стимулирование активности партнёра по О, что направляет его на выполнение тех или иных действий.

4) Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности.

5)Понимание – не только адекватное восприятие и понимание сущности О, но и понимание партнёрами друг друга.

6) Эмотивная – вызов у партнёра по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

7) Установление отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностны и других свзяей, в которых предстоит действовать индивиду

8) Осуществление взаимодействия: изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнёра.

Среди функций О учёные выделяют социальные. Основные из них связанных с управлением общественно-трудовыми процессами, другие с установлением человеческих отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.