Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликт. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией




Конфликт (К) – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

К – предстаёт как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностныз оценок и целей, как осмысленное противостояние.

К – явление социальное, попрождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нём. К должен восприниматься вполне нормальное общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.

Виды К: (деление весьма условное!)

1) Социальный К.

В это понятие входят явления и процессы разворачивающиеся на уровне макро структур то есть между этническими группами, классами и государственными образованиями. В зарубежных исследованиях Социальный К признаётся движущей силой социальных изменений. Далендорф и Козер говорили о том что социальный К – это фактор объяснения стабильности общественного порядка на основе динамического равновесия.

Социальный К (отечественные специалисты) – это предельный случай обострения социальных противоречий выражающийся в столкновении различных социальных общностей обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов, целей и тенденцией развития.

Различают 2 вида социального К:

А) К интересов. Затрагивает цели, планы, стремления и мотивы участников, оказывающихся несовместимыми.

Б) Ценностные К. противоречия связанные со значимой ценностью для каждого участника К.

2)Внутриличностный К.

Это состояние внутренней структуры личностихарактеризующейся противоборством её элементов. Внутриличностный К это сложное явление которое принято разрешать в зависимости от сферы проявления:

А) Мотивационные К. Представляют собой противоречия между биологическими влечениями человека и желаниями человека усвоенными как личностью.

Б) Когнитивные К. Это следствия столкновения несовместимых для индивида представлений.

В) Ролевые К. Это следствия противоречий в сфере человеческой деятельности между разными ролевыми позициями человека, а так же его возможностями и ролевым поведением.

Внутри ролевого К выделяют 2 вида:

- Конфликт «Я – роль» - это противоречия между требованиями роли и возможностями личности, находящиеся в ситуации выбора

-Межролевой конфликт – это несовместимость разных ролевых позиций человека.

К указанным видам внутриличностного К можно отнести невротический К, отличающийся от обычного интенсивностью и длительностью существования. Типология невротического К была предложена Мясищевым:

-истерический конфликт. Это бессознательные противоречия медлу уровнем притязаний и возмодностями.

-неврастеничесекий конфликт. Это авышенные требования к себе.

-обессивно-психостенический конфликт – невозможность сделать выбор медлу влечениями и нормамиповедения.

А.Н. Леонтьев изучал внутриличностные К и утверждал что анализируя свои поступки человек стоит перед задачей личностногосмысла которая не решается сама сбой.

В.С. Мерлин указывал, что развитие и разрешение К представляет собой острую форму развития личности.

3)Межличностный К.

Это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми или ситуация противостояния вызывающая активность сторон.

Межличностный К делится на:

А) Мотивационный К. Это К интересов или ресурсов затрагивающий участников в сфере несовместимой для понимания ими друг друга.

Б) Когнитивные К. Случаи разногласия между участниками связанные с их противоречиями или несовместимыми представлениями имеющими особое значение.

В) Ролевые К. Возникают из за несовместимости действий и представлений людей занимающих разное статусное полодение в группе.

Наиболее известными специалистами изучающими межличностные К являются Курт Левин и Дойч. Дойч описывает межличностный К как случаи конкуренции и предлагает различать по следующим видам:

А) кооперация – конкуренция. К кооперации относятся близкие друзья, коолеги, а к конкуренции политические противники, разводящиеся пары.

Б) Доминанстность-подчинённость.

В) Ориентацияя на задачу- социально-эмоциональная ориентация

Г) Формальный – неформальный характер отношений.

Д) Интенсивность значимость.

Соответсвенно этим измерениям Дойч выделил 16 типов социальных отношений.

4) Межгрупповой К. Это К между группами людей, а так же между отдельными представителями отдельных групп.

Бывают 3х видов:

А)Мотивационные.

Вклад Берковица заключается в том что он первый ввёл понятие «относительной депривации» с помощью которого объясняются этнические и расовые К. Относительная лепривация – это негативная оценка положения своей группы по сравнению с другими группами.

Дойч называл понятие депривации важнейшиме концептом обьясняющим чувство несправедливости. Депривация является источником фрустрации и агрессии.

Б)Ситуационные.

Этот вид связан с именем Шерифа и его экспериментами по межгрупповому взаимодействию.

В) Ролевой К

Кемпбел который является автором концепции. Эта концепция считает что К в своей основе не является выражением проблем самой группы. Реальная угроза обуславливает враждебное отношение членов группы к источнику угрозы.

5)Социально-трудовые К.

Это К основной причиной которых яавляется ограниченность ресурсов в конкретной организации. К возникают по причине различия в целях, задачах и ценностях различных структур подразделений.

Типы конфликтных личностей:

1) Демонстративный. Холерик с завышенной самооценкой, любит быть в центре вниманияЮ хорошо выглядеть в глазах окружающих. Относится к длургим так де как относятся к нему. В поведнеии преобладаетэмоциональная сторона. Планирование его деятельности ситуативно, он избегает кропотливой работы.

2) Регидный. Это люди которые обладают повышенной самооценкой и требуют постоянногоподтверждения собственной значимости. Они прямолинейны и не гибки, не считаются с окружающими, чувствительны к несправедливости, болезнянно обидчивы.

3) Педант. Личность сверхточного типа, пунктуальны и придирчивы и своим занудством отталкивают людей. Они характеризуются повышенными требованими к себе и к окружающим, сдержанностью в эмоциональных проявлениях, переживаниями по поводу неудачь.

4) Безконфликтный. Это личностьсознательно убегающая от К, перекладывающая ответсвенность на других. Это люди с лёгкой внушаемостью, не достаточно хорошо видят перспективы, не имеют собственного мнения, зависят от мнения окружающих. Такие людиумеют подключать других людей к своим проблемам.

5) Танк. Это грубый, безцеремонный человек, презирающий правила взаимоотношений и чужие чувстваю Он озабочен своим авторитетом, болезнянно самолюбив, считает что все должны уступать ему дорогу.

6) Пиявка. Это человек который никого не оскарбляет и не говорит гадостей, но после общения с ним, снижает ся самочувствие, понижается настроение, появляется чувство усталости. Это человек, который заставляет переживать собеседника свои проблемы.

7) Вата. Это человек у которого постоянно возникают непредвиденные обстоятельства и пожтому он никогда не выполняет обещанного и ищет причины для своего оправдания.

8) Обвинитель. Это человек который постоянно критикует весь мир, причём он приводит аргументы, делает выводы, и имеет чёткие представления о том кто что должен делать, как работать и жить.

 

Поведение в К:

Поведение в К характеризуется применением особенных специфических тактик:

1) Жесткие тактики. Включают в себя:

- тактика захвата и удержания объекта К.

Применяется там где объект материален.

- тактика физического насилия или ущерба.

- тактика психологического насилия.

- тактика давления

Указание, приказ, угрозы и другое.

2) Нейтральные тактики

- Тактика демонстративных жействий

Применяется для привлечения внимания

- Санкционирование

Взыскания, повышение рабочей нагрузки и т.п.

-тактики коалиций

Образование союзов и колалиций.

3) Мягкие тактики

- тактика фиксации своей позиции.

Приведение фактов, доказательств, логики и т.п.

- тактика дружелюбия

Включает в себя кооректное обращение и т.п.

- тактика сделок.

Ты мне я тебе.

 

Стратегии поведения в К:

(основная теория относительно стратегий поведения в К разработана Карлом Томасом, он же является автором теста на изучение конфликтов!!!!)

1) Уход. Это стратегия которая отличается стремлением уйти от К и характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и инетересы соперника

2) Уступка. Это тоже стремление уйти от К, но причины ухода иные. направленость личные интересы снижена, а оценка интересов соперника высокая.

3) Компромисс. Эта стратегия характеризуется балансом интересов конфликтных сторон, на среднем уровне. Стратегия компромисса способствует позитивному развитию межличностных отношений.

4) Сотрудничество. Характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы так и на интересы соперника. Эта стратегния строится на признании ценности межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет К, когда он допускает маневрирование интересами сторон.

5) Соперничество. Эта стратегия характеризуется стремлением достигать удовлетворения только своих интересов, иногда в ущерб интересам других.

 

В соответствии со стратегиями выявляются типы конфликтных личностей. Карл Томас вылеляет 5 типов: демонстративного, регидного, самоуправляющего, бесконтрольного и сверхточного типа.

 

Основные модели поведения в К:

1) Конструктивная модель.

Люди стремятся уладить К, они нацелены на поиск приемлимого решения, отличаются выдержкой и самообладанием, доброжелательны к сопернику, не многословны.

2) Деструктивная.

Люди стемятся к расширению и обострению К, принижают партнёра, негативно оценивают его личность, проявляют подозрительность, недоверие.

3) Конформисткая модель

Пассивная модель, при которой люди склонны к уступкам, не последовательны оценках, суждениях и поведении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.