КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 20 «Правовые проблемы информации»
Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы). Информационно-правовые нормы международных актов. 3. Акты отрасли информационного законодательства: Общая часть · законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации; · законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования); · законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах); · законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения; · законодательство об информационной безопасности; Особенная часть · законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты); · законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»); · законодательство о библиотечном деле (представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»); · законодательство об архивном фонде и архивах; · законодательство о государственной тайне (Законом РФ «О государственной тайне»,); · законодательство о коммерческой тайне (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»); · законодательство о персональных данных(ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации») 4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы: · конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации); гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования); · законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования); · законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования); · законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).
Конституция Российской Федерации подняла уровень правового регулирования информационных отношений. В ней впервые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распространение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами международного права. Впервые в Конституцию РФ включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Подчеркивая фундаментальный характер права на информацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ'. Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения2. Это право является естественным и прирожденным. Анализ конституционных норм позволяет говорить о главном принципе информационных отношений — свободе информации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирования. Из принципа свободы информации непосредственно вытекают два следствия: 1) открытость и доступность основной '(ассы информации; 2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, конфиденциальности) лежит на владельце ("держателе") информации. Доля информационных норм в общем массиве международно-правовых норм постоянно возрастает. Только за последние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурсами. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного информационного права. Отношение к данной концепции должно быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рассматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека". Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отношения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, научно-технической, экономической и иными видами специализированной информации; определения правового статуса международных баз и банков данных, компьютерных систем военного и космического характера; международно-правового регулирования статуса журналистов; определения правового статуса информации как международного ресурса и общего достояния человечества. Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной информации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об информации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа,, охватывающего все основные проблемы международного информационного права. Федеральное информационное право — это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации. Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям. В состав информационного права входят следующие вопросы (объект регулирования): права граждан и других субъектов права на информацию; правовой режим информации и информационных ресурсов; государственная политика и управление в сфере информации и информатизации; правовое положение информационных центров и автоматизированных систем; вопросы собственности, владения и распоряжения; правовые вопросы, возникающие при оказания информационных услуг; информация в условиях рынка и развития предпринимательства; индустрия информатизации, информационные ресурсы; международно-правовое сотрудничество в сфере информации и информатизации. Особенная часть данного законодательства регулирует информационные отношения, которые складываются в различных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, законодательство о средствах массовой информации). Основной целью развития законодательства России об информации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информационных норм; создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы). Вопрос № 21 «Правовая информатизация. Основные направления правовой информатизации.» Концепция правовой информатизации разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ, осуществлявшего в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966.
Информатизация – это системный, междисциплинарный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально–экономические, правовые и другие институты государства с целью повышения их эффективности, всестороннего развития личности. Основываясь положениях Концепции правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Правовые основы информатизации – правовые нормы и законы, регулирующие актуализацию информации и информационных систем, технологий. В рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации: информатизация правотворчества; информатизация правоприменительной деятельности; информатизация правоохранительной деятельности; информатизация правового образования и воспитания; правовое обеспечение процессов информатизации. Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством, приведение его с соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм. Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права. Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др. Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации. Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий Указом для реализации этой концепции была утверждена Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 808). Основным направлением этой работы было определено создание и развитие в три этапа к 2000 г. общегосударственной правовой системы, охватывающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям, и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |