Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них




Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложени­ем называется такое, в котором части объед-инены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и време­ни глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красно­ватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн по­крывалась нежным розовым отливом. (Т.)

В этом сложном предложении рисуется картина раннего ут­ра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью гла­гольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несо­вершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами уста­навливается одновременность, сосуществование явлений.

Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, ин­тонации и глагольным формам не являются однородными: в од­них из них отражаются простейшие соотношения явлений дейст­вительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других-очень сложные (причинные, условные

и др.).

В современном русском языке бессоюзные сложные пред­ложения очень широко распространены в художественной лите­ратуре. Наряду с этим они широко используются и в разговор­ной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.

П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три про­стых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечис­ления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего вре­мени.

2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предло­жении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объ­яснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба ска­зуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедше­го времени.

3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении вто­рое предложение поясняет первое; пояснительное значение вы­ражается предупредительной интонацией и употреблением ме­стоимения так: сделаю так (а дальше разъясняется, как имен­но сделает говорящий).

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.)

5) Повадился кувшин по воду ходить - головы ему не сно­сить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заклю­чает условие, второе - следствие. В примере под п. 5 содержа­ние одного предложения противопоставляется содержанию дру­гого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба при­мера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в кон­це первой части и после неё небольшая пауза.

По смысловым отношениям, а в некоторых случаях и по ин­тонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к слож­носочинённым, например: Дорога бежала навстречу, ветви боль­но хлестали Морозку по лицу (Фад.) (Ср.: Дорога бежала на­встречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.) Другие бессоюзные сложные предложения ближе к сложноподчинён­ным, например: Успокойтесь: рана не опасна. (Т.) (Ср.: Успо­койтесь, потому что рана не опасна .) Третьи сложные бессо­юзные предложения допускают разное понимание, и поэтому их можно соотнести и со сложносочинёнными, и сложноподчинён­ными, например: Лес рубят - щепкилетят. (Ср.: Лес рубят, а щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. Если лес рубят, щепки летят.) По особенностям своего строения и значения бес­союзные сложные предложения выделяются в особую группу и не делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Но вполне допустимо отмечать близость одних бессоюзных предложений к сложносочинённым, а других - к сложноподчи­нённым.

На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: з а п я т о й, т о ч к о й с з а п я т о й, д в о е т о ч и е м и т и р е.

Запятая и точка с запятой ставятся между пред­ложениями в том случае, если смысловые отношения близки к тем, которые выражаются соединительными союзами.

Запятая ставится, если предложения кратки и тесно связа­ны по смыслу, например: Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучья. (Т.)

Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, например:

Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес. (Т.)

Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая:

1) Второе предложение (или группа предложений) указы­вает причину того, о чём говорится в первом, например: Люби­те книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.)

2) Второе предложение (или группа предложений) поясня­ет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарос­лями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пят­нами. (Купр.) Что-то зачернело впереди на дне узкой лож­бины: то был Пегас. (Т.)

3) Второе предложение (или группа предложений) дополня­ет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, напри­мер: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и тол­кает. (Т.) Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотни­ком. (Т.)

Если первое предложение произносится без оттенка предуп­реждения, то после него ставится запятая, например: Слышу, земля задрожала. (Н.) В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача и под. Ср.: Сделаем следующее: вы пойдё­те налево, а я направо. Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться. Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись.

Т и р е ставится при других отношениях между предложе­ниями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в част­ности:

1) Предложения рисуют быструю смену событий или не­ожиданный р е з у л ь т а т действия, например: Проснулся - пять станций убежало назад. (Г.) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Кр.)

2) Содержание одного предложения п р о т и в о п о с т а в л я ­е т с я содержанию другого, например: Шестнадцать лет слу­жу - такого со мной не бывало. (Л. Т.)

3) Первое предложение указывает на в р е м я действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. (Т.)

4) Первое предложение указывает у с л о в и е того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет - он вздрог­нет и побледнеет. (Л.)

5) Второе предложение (или группа предложений) указы­вает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (Т.)

6) Содержание первого предложения с р а в н и в а е т с я с содержанием второго, нап-ример: Молвит слово - соловей поёт.

П р и м е ч а н и е. Выбор тех или иных знаков препинания для постанов­ки между предложениями нередко зависит от того, какие из возможных от­ношений хочет установить пишущий.

Сравните пунктуацию в двух описаниях у А. С. Пушкина: 1) Редел на небе мрак глубокий, ложилась тень на тёмный дол, взошла заря. ("Кавказский пленник".) 2) Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. ("Полтава".)

В предложении Они нападали на неё; Владимир Сергеевич начал защи­щать её И. С. Тургенев устанавливает простую последовательность событий, а не противоположность их; поэтому он ставит точку с запятой, а не тире, обозначая этим соответствующую интонацию.

 

 

50) Сложные предложения с различными видами связи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.