Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложные предложения с разными видами связи




Бессоюзные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения.

1. Вещи Пушкина живут особой жизнью, и хранители музеев читают скрытые в них письмена.

2. Я, признаюсь, редко слышал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; но в нем были и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и какая -то грустная скорбь.

3. Треск разрываемой рубахи - и Гаврила лежит на песке, вытаращив глаза.

1. Машины засветили фары,потому что в лесу уже стемнело.

2. Дом, в котором мы поселились, окружен тайной.

3. Очевидно было, что Савельич был передо мною прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

1.Он с трудом досидел до конца: ему было скучно (причина).

2.Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь замуж(пояснение).

3.И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу(распространение).

4.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил(противопоставление).

5. Солнце согреет воду - станем купаться (время или условие).

6. Вдали вилась пыль - Азамат скакал на лихом Карагезе (вывод).

7. Сыр выпал - с ним была плутовка такова (резкая смена событий).

1. Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор;кое - где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала малая речка, и к ней примыкал чистый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.

51) Предложения с прямой речью; знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью; знаки препинания в них.

Прямая речь:

Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

Маленькая девочка бежала и кричала:

– Не видали маму?

М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

Косвенная речь:

Слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
  Тип текста: Описание  
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б)составным именным сказуемым; в)с глагольными формами одновременного действия; г)с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д)с определительными характеристиками.
  Тип текста: Повествование  
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1)Соблюдается логическая последовательность. 2)Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
  Тип текста: Рассуждение  
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1)Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2)Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3)Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а)с причастными и деепричастными оборотами; б)с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в)с глаголами разных видовых форм.

Пример: прямая речь-Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»

Косвенная речь-Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

52) Язык и речь. Основные требования к речи.

Речь - это общение людей между собой посредством языка, т.е. процесс реализации речевой деятельности.

Язык является общей для всех, кто ею пользуется, а речь всегда индивидуально, поскольку языковые средства каждый из нас применяет по-своему

Требования к речи:

1. Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.

2. Чистой называют речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

3. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

4. Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи. Как определить, бедна или богата речь? Чем больше различных и различаемых читательским и слушательским сознанием языковых знаков, их признаков, сцеплений приходится на одну и ту же «речевую площадь», тем речь богаче, разнообразнее.

5. Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

6. Контекст – речевое окружение, это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности.

53) Текст. Основные признаки текста. Связь предложений в тексте. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение).

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

 

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.

Продемонстрируем структуру и способ оформления разных функционально-смысловых типов текстов на следующих примерах.

В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна. Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда – о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица).

Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.

В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования, например:

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).

Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).

Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи. Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали [описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

 

54)Функциональные стили речи и их основные особенности.

1.Разговорный стиль.

Это самый древний стиль речи, с него всё начиналось. Главное назначение любого языка – это прежде всего общение между людьми, поэтому разговорный стиль можно считать наиболее востребованным в нашей жизни. Интересно, что этот стиль в разные эпохи имел свои лексические и грамматические особенности, и именно по культуре разговорной речи можно судить об общем уровне культуры отдельных людей, какой-либо социальной группы или нации в целом.

2. Художественный стиль.

Если основное назначение разговорного стиля – служить средством общения между людьми преимущественно в устной речи, то главная функция художественного стиля – эстетическое воздействие на читателя письменного литературного произведения. Художественный стиль речи возник с появлением художественной литературы и также с течением времени претерпевал различные изменения. Сопоставив литературные памятники различных эпох, мы увидим, как менялось общее восприятие действительности и художественный метод писателей на протяжении веков, как обогащалась литература новыми жанрами и направлениями, средствами художественной выразительности.

3.Публицистический стиль.

Диктор Публицистический (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) стиль (от латинского слова publicus — общественный) призван воздействовать на читателя или слушателя с помощью СМИ (средств массовой информации): телевидения, газет, журналов, буклетов, афиш и т.д.

4. Научный стиль.

Научный стиль речи используется, в основном, в научной сфере. Основные задачи: описать существенные признаки и свойства предмета научного познания, объяснить причины явлений, дать обоснование какой-либо теории. Для научного стиля характерны строгая логичность, доказательность, чёткость изложения. Преобладает научная специальная лексика (термины), слова упот5. Официально-деловой стиль.

5.Официально-деловой стиль

Употребляется в сфере официально-правовых отношений и управления (международные отношения, юриспруденция, экономика, военная отрасль, общение в официальных учреждениях, правительственная деятельность).реблены в их прямом значении.

 

 

55)Научный стиль речи. Его основные признаки и разновидности.

Научный стиль речи обслуживает самые разные отрасли науки (естественные, гуманитарные, общественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные). Каждая отрасль имеет свою собственную терминологию, которой владеют специалисты, работающие в данной сфере. Поэтому тексты, написанные в научном стиле, адресованы, в основном, узкой специальной аудитории.

 

Научного стиля придерживаются авторы следующих видов текста: монографий, диссертаций, научных статей, рефератов, научных докладов, аннотаций, лекций и т.д.

В настоящее время в научном стиле принято выделять несколько подстилей:

собственно научный (это стиль диссертаций, монографий, докладов, научных статей; он очень специфичен и адресован узкому кругу высококлассных специалистов);

научно-популярный (адресован более широкому кругу людей, интересующихся данным предметом познания, не обязательно специалистам; жанры: очерки, статьи, документальные фильмы и т.д.);

учебно-научный (предназначен для учеников и студентов; в нём выдержаны программы, учебники, методические пособия, лекции, конспекты);

научно-деловой (для работающих специалистов; это контракты, техническая документация, инструкции для предприятий, сообщения об испытаниях);

научно-информативный (им пользуются, в основном, новаторы в своём деле, изобретатели; жанры: патентные описания, аннотации, информативные рефераты);

научно-справочный (энциклопедии, словари, каталоги, справочники).

Каждый подстиль имеет свои индивидуальные особенности, однако они не нарушают общего единства стиля.

 

 

56)Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки и сфера использования.

В нём выделяется 3 подстиля:

законодательный (используется в сфере управления государством);

административно-канцелярский (ведение документов учреждения, личных деловых бумаг);

дипломатический (используется на международном уровне, в отношениях между официальными лицами государства).

Главная отличительная черта официально-делового стиля – наличие многочисленных речевых стандартов — клише, то есть устойчивых изречений, языковых штампов, шаблонов.

57)Публицистический стиль речи. Его основные признаки и разновидности.

 

Основной задачей публицистического стиля является информирование людей о каких-то общественно-значимых событиях с целью повлиять на массовое сознание, убедить в правоте тех или иных взглядов или даже призвать к определённым поступкам, действиям.

Для публицистического стиля характерно использование эмоционально-оценочной лексики, эпитетов, метафор, сравнений, назывных предложений, риторических вопросов.

 

Тип речи: чаще всего рассуждение (возможно, с элементами повествования и описания).

Жанры: статьи, очерки, фельетоны, эссе, памфлеты, репортажи, хроники, интервью и т.д.журналы

Выполнение поставленной задачи, результат произнесённой речи напрямую зависят от мастерства автора публицистического высказывания, от его умения выстраивать логические цепочки, подбирать нужные сильные аргументы, умело подводить читателя или слушателя к тем или иным выводам.

 

58)Художественный стиль речи. Его основные признаки.

Язык художественной литературы – особый язык. Он отличается многообразием различных языковых средств, богатством лексики, характеризуется образностью и эмоциональностью. При этом у каждого выдающегося писателя и поэта есть свой неповторимый авторский стиль. Например, если мы впервые услышим какой-нибудь отрывок из произведения Пушкина, Гоголя, Маяковского, то непременно определим авторство.

Слово в художественном произведении не только доносит до читателя какую-либо информацию, но и воздействует эстетически с помощью художественных образов.

 

59)Нормы литературного языка как основные понятия культуры речи. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописания. Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей.

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

К основным признакам литературного языка относятся:

1) наличие письменности;

2) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Нормированность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;

3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языков;

4) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;

5) относительная устойчивость;

6) распространенность;

7) общеупотребительность;

8) общеобязательность;

9) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

 

60)Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире. Функции русского языка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.