Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно- историческая теория Л.С. Выготского




Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним.

Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

37. Натуральные и высшие психические функции, возникновение высших психических функций как результат интериоризации знаков и способов их употребления в натуральные функции.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и

др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема

культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский

совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как

"источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует

как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного

созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и

мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления,

которые человечество создало в процессе своего исторического развития,

являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления

и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи

в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией,

систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые

принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями"

характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в

начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда

имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в

интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что

человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением

ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной

функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя

данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его

объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе

(как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к

нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая

функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная

деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими

двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции

вовнутрь.

Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то

обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем

представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все

признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным

ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в

результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет

отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает

собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса

является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда

производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих

стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития

вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной

социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными

периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование

психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством

негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют

роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития

ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом

возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство

неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой

педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности

ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют

психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у

подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это

новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с

первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и

вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные

признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия

(рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу

самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в

личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.

Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и

состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в

обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Вот почему проблема перспектив психического развития человека и

человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения

жизни человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает

каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями

исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих

достижений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.