Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени. Эмпиризм Бэкона




Мировозрие Нового Времени сформировалось под влиянием промышл-ой, научной, соц-ой и филос-ой революций. Если в античный и средневек-ый мир был замкнут и все было предопределено, то в новое время мир размыкается, станов-ся открытым. Центром мира стан-ся сам чел-ек и его способности.
Центр – Европа и Англия.
Переход от феодализма к капитализму.
С 17в. Начинается активное производство, происходит ряд буржуазных революций во Франции и Англии. Господствующей формой сознания становится наука.
Для эпохи нового времени характерно наукоцентризм. В центре располагается наука.
3 основных понятия:
1. природа (главный объект познания)
2. наука (инструмент)
3. польза (цель)
Две ключевых направления эпохи:
1. эмпиризм (Англичане)
2. рационализм (Франция, Голландия)
Для философского направления нового времени характерна проблематика гносеологии.

Френсис Бекон (1561-1626). Основные произведения: "О достоинстве и преумножении наук". Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальных чувствах. Эмпиризм - философско-гносеологическое направление, которое в качестве основы знаний называет чувства и опыт. Бекон дает новое определение философии. Это наука о реальном мире. Она должна познавать природу и способствовать господству человека над ней. Философия это средство решения социальных проблем. Бекон приверженец теории 2-х истин. Наука основана на знании. Главный предмет философии - мир, постигаемый чувствами. Главный метод философии - индукция (метод обобщения от частного к общему). Индукция по Бекону - форма доказательства, которая присматривается к чувствам, стремиться постичь естественный ход вещей.

Метод Бекона. Задача не просто средство познания, это преобразующая сила, увеличивающая эффективность научной и философской деятельности. Метод состоит из таблиц направленных на изучение условий существования явлений:

1. Таблица присутствия. Здесь исследователь фиксирует все встречающиеся в природе случаи изучаемого явления.

2. Таблица отсутствия. Изучаются условия, при которых изучаемое явление не встречается.

3. Таблица сравнения.

4. Таблица отбрасывания.

5. Таблица сбора плодов, выводы.

Бекон считал, что с помощью этого метода, любая наука сможет продвинуться в изучении явлений. Этод метод общенаучный.

17. Философия нового времени: Рационализм Р. Декарта

Рационализм - (от лат. ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Научное знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

Декарт Рене (1596 -1650) – родоначальник европейского рационализма. Философ, также основоположник современной оптики, математик. Главное философское сочинение: «Начала философии».

Суть философии Декарта:

1. В отыскании истины нужно руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитетам, ни обычаям, ни книгам, ни особенно чувствам, так как они часто обманывают нас.

2. Все прежние знания и мнения необходимо подвергнуть сомнению, а на их место поставить или вновь добытые или старые, но проверенные разумом.

3. Отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е располагая правильным методом.

Правила для руководства ума:

1. Принимать за истину только такое знание, которое не дает никакого повода к сомнению.

2. Разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы.

3. Выстраивть затем из этих элементов строгую последовательность, даже если кажется, что таковой нет.

4. Всегда составлять перечень настолько полный, обзоры настолько общие, чтобы не было возможности для какого либо упущения.

С точки зрения Р. Декарта, философия есть система знаний, которую можно сравнить с деревом. «Корнем» является метафизика. «Ствол» - физика. А ветви и крона – остальные науки, которые сводятся к трем главным: медицина (обеспечивает здоровье людей), механика (дает знания, применяемые в обустройстве быта) и этика (знание об условиях добродетельной и благой жизни).

Как в дереве ствол, ветви и плоды не могут вырасти и приносить пользу до и без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики. Метафизикой с времен античности называют философскую дисциплину о первых началах и высших причинах всего существующего. Декарт называет метафизикой исследование Бога, души и начал совершенного познания. Если философия так важна для системы наук, насколько же важным является первое начало самой метафизики. Его можно найти при помощи единственной процедуры – картезианского сомнения.

Процедура картезианского (радикального) сомнения предполагает решительное отбрасывание всего, что дает повод для сомнения и поиск начала, абсолютно первого, истинного.

Сомневаться нужно последовательно, начиная с того, что обманывает прежде всего. Декарт считает, что таковы наши чувства, которые говорят на о существовании внешних вещей. Поэтому мы считаем, что внешнего мира нет. Поэтому остается только сам человек с его познающим умом. В нашем уме остаются образы (воображение) связанные с чувствами, и понятия, важнейшие из которых – математические, но многие люди ошибаются и в них. Поэтому отбрасываем и разум. Но существует Бог, который создал нас. А вдруг он не праведен, говорит Декарт, и создал нас такими, что мы заблуждаемся даже насчет собственного существования. В этот момент, когда мы пытаемся представить несуществующими даже нас самих, и возникает усмотрение истины, что отбросить собственное существование мы не можем. Ведь сомневаясь в собственном существовании, мы не можем устранить само сомнение. А сомнение есть наша мысль. Мысль не может существовать без того кто мыслит. Так Декарт приходит к выводу: «Мыслю, следовательно существую.»

Ясность и отчетливость – критерий истинности знания. Ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) доставляет нам интуиция. Чтобы она осуществилась, надо разложить проблему на простые элементы. А сложные знания ум приобретает при помощи дедукции. Дедукция способность ума устанавливать связь между двумя интуитивно ясными положениями. Кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего.

Итак, Декарт разработал для европейской философии позицию рационализма, заключающуюся в следующем:

1. Истинное знание может быть получено только из ума.

2. Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта: духовная и телесная субстанции).

3. Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде всего осознает сам себя (самосознание).

18. Немецкая классическая философия: философская система и метод Г.В.Гегеля.

Идеалистическая система Гегеля – вершина немецкой классической диалектики и идеализма. Гегель разработал диалектику как метод в систематической целостной форме на основе идеализма с включением элементов метафизичности. Система называется абсолютный идеализм, метод – диалектика.

Гегель разрабатывает 3 закона диалектики.

В основе системы Гегеля находится некое духовное начало, которое он обозначает разными терминами: мировая душа или абсолютный дух или мировой разум или абсолютная идея.

Абсолютная идея отчуждает себя, то есть превращается в природу, а потом в духе, то есть в мышлении и истории, возвращается снова к себе.

Работы: «Большая логика» и «Маленькая логика».

Идеи Гегеля: обращает внимание на то, что развитие проходит не по замкнутому кругу, а по спирали от низших форм к высшим.

В завершенном варианте философская система Г. Гегеля представлена в трехтомной работе «Энциклопедия философских наук» (1817). Она включала три части: логику (учение о бытии), философию природы (учение о неорганической и органической природе) и философию духа (учение о человеке и обществе).

Разрабатывает триаду. Она состоит из 3 частей: 1)тезис или положительно разумное; 2)антитезис или отрицательно разумное; 3)синтез.

«Всё действительное – разумное, всё разумное – действительно».

В «Логике» Г. Гегель рассматривает систему понятий, которые определяют структуру и направление развития любого мирового процесса. Для Г. Гегеля все множество вещей и событий окружающего мира является проявлениями единого мирового разума, который выступает в виде развивающейся системы понятий. Поэтому в мире нет и не может быть ничего неразумного, все представляет собой проявление божественного разума и подчинено логике понятий.

В учении о понятии он рассматривает понятие не как просто форму мышления и как результат абстрагирующий деятельность рассудка, а как абсолютную творческую мощь, который порождает всё наличное бытие.

В философии Духа выделяет 3 раздела: 1)субъективный дух – дух человека мыслящего; 2)объективный дух; 3)абсолютный дух самораскрывается в 3-х формах: а) в искусстве познаётся в форме созерцания; б)в религии в форме представления; в) в философии в форме понятия, то есть как мыслящее рассмотрение.

19. Немецкая классическая философия: агностицизм и априоризм в философии И.Канта.

Иммануи́л Кант (22 апреля 1724— 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Творчество делится на 2 периода:

1) Докритический (до 1170). Разрабатывает теорию возникновения Вселенной из газо-полевой туманности;

2) Критический период. Критика для Канта – это анализ возможностей и способностей человеческого разума.

Делит мир на 2 части: 1) мир вещей-в-себе; 2)вещь-для-нас или явление.

Агностицизм – позиция, согласно которой считается, что весь мир в целом или какая-то часть этого мира непознаваема.

Агностицизм Канта связан с утверждением существования в мире вещи-в-себе.

Человек и человечество воспринимает мир не таким, какой он «сам по себе» вне и независимо от человека, а таким, каким мир воспринимается людьми. Этот мир – «мир для нас», который связан с «миром в себе», но мы никогда не перешагнём грань, разделяющую эти миры. Человек не в состоянии познать истинную суть вещей. Но человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом. Верить в Бога, свободу, красоту, неотвратимость добра, конечность или бесконечность мира.

Трансцендентное – находящиеся за пределами мира.

В познавательном процессе выделяет: 1)чувства; 2)рассудок; 3)разум.

Разум непосредственно не связан с чувствами, поэтому он связан опосредованно, т.е. через руссудок.

АПРИОРИЗМ — философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению со знанием, обусловленным опытом.

Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.

Выделяет априорные (до и без опытные) и апостериорные суждения (после опытные).

В своей работе «Критика чистого разума» Кант задаётся вопросом: возможна ли метафизика как наука? Любая наука должна иметь априорные, синтетические суждения. Кант решил, что метафизики (в старом смысле слова) как науки нет, а нужна новая метафизика – метафизика нравственности. Человек верит в Бога, потому что он морален. «Звёздное небо надо мною, и моральные законы внутри меня».

Выделяет 2 вида морального поведения в новой метафизике:

1)легальное моральное поведение:

2)истинно моральное поведение.

Категорический императив имеет 2 стороны:

1)всегда поступай так, чтоб максима твоей воли могла стать основой для всеобщего законодательства.

2)всегда поступай так, чтобы другой человек был для тебя целью, а не средством.

Человек морален потому, что верит в Бога. Эта вера – следствие его нравственности.

В эстетическом учении Канта рассматривается прекрасное. Оно есть незаинтересованное, бескорыстное, чистое созерцание. Чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, поэтому оно выше всех других чувств.

20.Немецкая классическая философия: антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах (1804-1872) – выдающийся немецкий философ-материалист, ученик Гегеля.

Основное содержание и смысл философии – отстаивание материализма.

Мировоззрение – следствие исторических условий предреволюционной Германии, выражение идеалов революционной буржуазной демократии.

В центре философии – человек. Антропологизм философии – в выдвижении на первый план сущности человека, которая – «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе не удается, так как человек для него – абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания.

Вместе с тем он не отрицал и значения мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни.

Религия представляется как продукт человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и исторических корнях религии. В работе «Сущность христианства»: специфика религиозного сознания – в вере в сверхъестественное и фантастические образы.

Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя – «религию любви» к человеку.

Основа нравственности – в стремлении человека к счастью, достижимому посредством человеческого рдинения, взаимосвязи «я» и «ты». В вопросах гносеологии акцент – на роли чувств и опыта в познании. Этим Л. Фейербах значительна отличается от традиции философии и трактовки теории познания Г. В.Ф. Гегелем.

Л. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира.

Философия актропологична: общественные связи трактуются с нравственных позиций.

В антропологической парадигме Л. Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен, к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т. д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.

Подобная антропологически и атеистически ориентированная философия оказала значительное влияние на мировоззренческие дискуссии о судьбе идей Г. В.Ф. Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека в центр философии, необходимости видеть мир через его потребности, что импонировало радикально настроенным кругам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.