КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа и сущность человека
Антропосоциогенез. Природа и сущность человека Антропосоциогенез – процесс становления человека как общественного существа. Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек является существом как биологическим, так и социальным. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Т.о Антропосоциогенез – двойственное явление, сочетающее в себе становление человека и становление общества. В разные времена существовали различные теории возникновения человека: 1) Теологическая. Она делится на мифологическую и религиозную. 2) Эволюционная теория Дарвина. Она делится на радиологическую (облучение генов) и мутационную(вырабатываются признаки, позволяющие выжить. Эти признаки передаются наследственным путем) 3) Теория происхождения человека от обезьяны в процессе труда (Энгельс) 4) Теория Поршнева 5) Космическая теория Вопрос происхождения человека до сих пор вызывает споры ученых. И в этом нет ничего удивительного, т.к мы имеем дело с венцом творения природы – человеком. При этом важно подчеркнуть, что в науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек – это продукт естественного развития самой природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем.
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Что такое человек? Как отличить человека от животного? Чтобы ответить на этот вопрос надо указать критерии, отличающие человека от животного. Казалось бы это не так уж трудно: нравственность, религиозность, речь, сознание и другие. Однако оказывается, что ни один из этих критериев не может служить таковым. Наряду с нравственными людьми существуют и безнравственные, не перестающие от этого быть людьми. То же можно сказать и о религии (есть люди не верующие в Бога и их очень много). Речь, при всей ее важности, тоже вряд ли может служить четким критерием, так как объясняются и животные. Даже критерий сознания не безупречен. Многие ученые выдвигали свои теории по этому вопросу. Идея антропосоциогенеза, возникшая в Новое Время наиболее близка. Она предполагает комплексный подход, включающий такие факторы как труд, язык, сознание, те или иные формы общности, регулирования брачных отношений, нравственность. Так же в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу: 1. Природа человека всецело социальна 2. Природа человека не только социальна но и биологически нагружена Сторонники первого подхода утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Они ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком. Речь идет о слепоглухонемых детях из специальной школы в Загорске. До попадания в эту школу дети были даже не животными, а скорее растениями. У них были оборваны все важнейшие связи с миром, причем до того как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания. Они могли умереть, даже если пища была рядом. В школе их начали постепенно обучать первичным навыкам. В результате чего формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими. Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии. Согласно нее большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. К таким стереотипным формам относят защиту определенного местообитания, агрессивность, следование, отработанным эволюцией формам сексуального поведения, семейственность. Отсюда следует, что человеку свойственны некоторые биологические способности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |