Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды денег и порядок их выпуска в обращение




Виды денег, являющиеся законными платежными средствами — это прежде всего кредитные деньги (банкноты), разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

В экономически развитых странах государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются либо выпускаются в ограниченном количестве, тогда как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение.

Виды денег — это номиналы банкнот и монет, которые находятся в обращении. В РФ — денежные билеты, выпускаемые ЦБ. Решение о выпуске в обращение новых видов билетов, банкнот и монет принимает совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание денежных знаков публикуется. Все денежные знаки выпускаются как законное платежное средство.

Виды денег, существующие в настоящее время, есть результат исторического развития денежных систем в конкретных национальных условиях страны или группы стран. В общем плане в настоящее время существуют наличные деньги (бумажные, кредитные и разменная монета) и безналичные деньги (записи на банковских счетах) (рис. 9).

Характер и виды денег в национальных и денежных системах определяются степенью развития торгово-экономических и кредитных отношений в государстве или в группе государств. Безналичные и наличные деньги беспрепятственно переходят друг в друга. Наличные деньги переходят в безналичные (на банковские счета), а безналичные − в наличные (с банковских счетов). В современной денежной системе безналичные деньги достигают 80-95% всего объема денежного хозяйства.

Рис. 9 Виды денег в современной системе денежного обращения

7. Сущность и формы проявления инфляции.

Инфляция - это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводительного процесса и присущее экономике, которая использует бумажно-денежное обращение.

Инфляция - заполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

Инфляция - обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупной способности. Наличие инфляции демонстрирует слабую позицию денежных знаков как внутри страны, так и за ее пределами. Инфляция является многофакторным явлением, обусловленным нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием национального хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков. Вся совокупность перечисленных факторов оказывает большое влияние не только на существование инфляции, но и на ход ее развития, и на пути ее преодоления.

Основной формой проявления инфляционных процессов является рост цен на товары и услуги в ситуации, когда данный рост не обусловлен улучшением качества данного товара. А инфляция появилась в эпоху Александра Македонского, поскольку в Европу того времени благодаря завоеваниям хлынули большие массы золота, что привело к его обесценению. Данная инфляция выражалась в перенасыщении металлом, которое было преодолено путем постепенного накопления казначействами золота, что вызвало его уменьшение в обращении. Вторая инфляция была связана с бумажными деньгами и вызвана также перенасыщением денежной массой, не обеспеченной золотыми резервами. Самая большая инфляция наблюдалась в Германии начала XX в., где цены возрастали многократно в течение недели. Но рост цен не является единственной и стопроцентной формой проявления инфляции. Стабильность цен еще не говорит об отсутствии инфляционных процессов в экономике. Примером является существование скрытой инфляции в СССР. Скрытая, подавленная инфляция имеет место в условиях товарного дефицита. Другими словами, цены на товар не растут, поскольку они установлены государством, соответственно, данный товар переходит на теневой рынок, где осуществляется его реализация по договорным ценам, которые и отражают уровень реальной инфляции в экономике при внешней стабильности цен.

Основная сущность инфляции проявляется в невозможности купить тот же объем товаров или услуг, какой вы приобретали ранее без изменения общей суммы денег.

Причем объективно не имеет значения, как внешне выглядит причина невозможности приобретения данного товара: будет ли это просто повышение цен на данный товар или это будет исчезновение товара из свободного оборота, поскольку цена будет регламентированной и не отражающей его реальную стоимость.

В любом из данных случаев вы не можете за ту же сумму, что и ранее, прибрести данный товар, что и будет отражать наличие в экономической системе инфляционных процессов.

Формы инфляции разнообразны, но в их основе лежат либо внешние причины, либо внутренние. К внешним причинам относятся:

Ø рост цен на мировых рынках;

Ø сокращение поступлений от внешней торговли;

Ø отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;

Ø отрицательное сальдо платежного баланса.

!Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.

Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.

Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обращении. Так, сокращение обращения объема товаров и услуг при данной массе денег в обращении в США в 40-х и 70-х гг. вызвало инфляционные процессы, что было обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство и предложение товаров.

Таким образом, факторы инфляции действуют как при производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости обращения денег.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в уровне повышения цен. Искусственное, административное сдерживание цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производстве; с другой - на полное игнорирование спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, совершенствование его технического уровня и порождало товарный дефицит.

Цены, регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным ценам практически невозможно, их нет в свободной продаже. В таких случаях, как правило, возникает официальное и неофициальное нормирование, усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве появляются различные рынки, где товары реализуются по повышенным ценам.

Такая инфляция называется «подавленной», скрытой, в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Проявление скрытой инфляции выражается и в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем количестве, происходит более быстрый рост цен на новые изделия по сравнению с качеством, из торговли «вымывается» более дешевый ассортимент. В народном хозяйстве из-за роста издержек производства и сохранения стабильных цен снижается рентабельность, возрастают государственные дотации.

«Подавленная» инфляция может иметь место и в условиях рыночных отношений. Правительство пытается «подавить» инфляцию не путем развития производства, а зажимая денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в огромных неплатежах, в натурализации хозяйственных отношений, падении производства.

Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи по государственным заказам, по оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.

Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано с инфляцией. Повышение товарных цен может происходить и в условиях обращения золотой валюты, и в период оживления и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметь социально-экономических последствий.

При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения

В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных денежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с разной скоростью. Раньше всех при образовании лишних денег увеличиваются цены на товары первой необходимости, затем - на товары длительного пользования и особенно недвижимость. В условиях инфляции не обязательно повышаются все цены.

Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег.

При инфляции спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег.

Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработной платы и цен.

Инфляция издержек может быть лишь в том случае, если увеличиваются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Однако заработная плата является лишь одним из элементов цены и, как правило, производство товаров дорожает за счет увеличения затрат на приобретение сырья, энергоносителей, оплату транспортных услуг. Повышение материальных затрат во всем мире - закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырьевых ресурсов и энергоносителей, и это всегда будет влиять на рост издержек производства. Противодействующим фактором выступает использование новейших технологий, снижающих затраты на единицу продукции.

При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, вызванному воздействием неденежных факторов со стороны производства и предложения товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит платежных средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка производства, сокращение товарной массы.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

• перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

• обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

• постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

• неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

• искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

• закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

• сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

• обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

• возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

• активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

• снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

• социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

 

8. Антиинфляционная политика государства.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодолларовый стандарт.

После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения, как один из важнейших способов восстановления экономики, проводилась при помощи следующих методов: нуллификации (реставрации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты.

Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925—1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару. А затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы.

Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны - официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. - на 10%. После введения плавающих валютных курсов в 1973 г. девальвация проводилась лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами - в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.

В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Основные методы антиинфляционного регулирования сформировались в развитых странах к 60-м гг. 20 в. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от существующих теоретических концепций, а также от характера уровня инфляции, состояния экономики и т. д.

Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т. д.

Антиинфляционное регулирование в сфере финансов направлено на сокращение дефицита бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышения налогов на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшения налоговых льгот, сокращения не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т. д. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объема инвестиций.

Одной из главных проблем проведения эффективной антиинфляционной денежно-кредитной политики в настоящее время является определение ее целевых ориентиров. Важность правильного определения промежуточных монетарных целей обусловлена следующими обстоятельствами.

15. Централизованные и децентрализованные финансы:гос фин, фин предприятий,страхование.

Публичные (централизованные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.
Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.
К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).

В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы:
- собственные и приравненные к ним средства:
А) прибыль предприятия
Б) АО
В) другие формы денежных накоплений
К приравненным к собственным относятся:
А) минимальная задолженность по ЗП работникам, по авансам заказников на выполнение определенных работ
Б) По налоговым не налоговым платежам, отчислений.
- заемные средства:
А) банковские ссуды
Б) коммерческие кредиты
В) бюджетные ссуды
- Привлеченные средства: средства других хозяйственных субъектов
А) паевые взносы
Б) внешние инвестиции
- Ресурсы, выступающие в порядке перераспределения от вышестоящих организаций на финансовом рынке, на страховом рынке, из бюджета.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Государственные муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово- кредитных институтов и в иностранных государств.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

- органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.