Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической (юридической) практике




Теоретические психологические исследования основаны на общенаучных ме­тодах и системно-структурном анализе психических явлений.

Методы психологического исследования модифицируются в зависимости от содержания деятельности человека.

Основными методами психологии являются лабораторный и естественный эксперимент, научное наблюдение и метод анализа продуктов психической деятельности.

В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искус­ственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления.

 

В психодиагностике широкое распространение получил тест (англ. «test* — проба, испытание) — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, оп­ределяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориента­ции, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, те­сты личностных качеств и др.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индиви­да, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализа­ции. Анализируются также текущие события в жизни индивида, прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде.

Используемые в юридической психологии общепсихологические методы иссле­дования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы есте­ственного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов (кон­тент-анализ), общенаучный метод структурно-функционального анализа, направ­ленный на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении.

Общенаучный метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.

Он взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направлен­ным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.

Существенное значение для юридической психологии имеют методы качествен­ного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.

Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии на­ряду с психологическими используются и педагогические методы.

В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обста­новку эксперимента как подлинное событие. Так, с целью изучения влияния раз­личных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.

В юридической психологии широко используется и метод беседы — метод до­верительного общения с обследуемым лицом. При этом используется прием кос­венных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы.

Вспомогательный метод юридической психологии — метод изучения граждан­ских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.

Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характерис­тик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.

Биографический метод — метод выявления и обобщения биографических дан­ных — разновидность генетического метода исследования. При этом сведения по­лучаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений учебно-воспитательных и лечебных учреждений, знакомых лиц, родственников.

При психологическом исследовании личности возможно применение различ­ных личностных тестов и опросников. Особенно широко используется методика многостороннего исследования личности — адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) и др.

При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкет­ный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования Специфическим методом юридической психологии является метод изучения, отдельного случая (монографический метод) — углубленное исследование соци­ально-психологического явления на одном конкретном, но представительном объекте (представителе класса объектов), выделение в нем типологических осо­бенностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.