Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика: цели, инструменты, эффективность




Монополистическая конкуренция: сущность, признаки, особенности. Неценовые методы борьбы.

 

Структура рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией - монополистическойв том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией- поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.

 

Основными чертами, отличающими рынок монополистической конкуренции от других рыночных структур, являются:

· дифференциация продукции;

· большое количество продавцов;

· относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли;

· жесткая неценовая конкуренция.

 

Признаки:

1.Этот тип сочетает черты монополии и рынка чистой конкуренции.

2.Имеется много покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком ценовом диапазоне.

3.Продукт различается с точки зрения покупателей, которые готовы платить за различные товарные варианты различную цену.

4.Именно в этой рыночной структуре начинает широко использоваться маркетинг, производители делают упор не только на ценовые, но и на неценовые характеристики предложения.

5.Продовольственные магазины, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.

 

Для монополистической конкуренции характерны неценовые методы конкурентной борьбы:

1.изменение свойств продукции;

2.создание нового продукта для удовлетворения прежних потребностей;

3.создание товаров-новинок для удовлетворения новых потребностей;

4.обновление свойств товаров, являющихся символами моды, престижа;

5.совершенствование услуг по обеспечению сопутствующими товарами (технический сервис).

 

 

 

Рынки с разной степенью монопольной власти обладают существенными недостатками, поэтому государство вынуждено контролировать деятельность фирм на данных рынках –

это антимонопольная политика.

 

Закон Шермана

В 1890 г. в США впервые был принят антитрестовский закон Шермана, который определил систему правовых норм, обеспечивающих защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических и организационных ограничений, а также системы стимулов. Система стимулов – это система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных условий для развития малых и средних предприятий.

 

К основным мерам антимонопольной политики относится коррекция поведения фирмы и структурная политика.

 

Меры коррекции поведения направлены на предотвращение:

монополизации рынка явным образом распространяется на компании, чья рыночная доля составляет 60 % и более;

фиксирования цен (картельный сговор по ценам);

слияния компаний (трест – объединение производственной и коммерческой деятельности фирм с сосредоточением реальной власти у головной компании, синдикат – объединение коммерческой деятельности нескольких фирм);

ценовой дискриминации – покупателю ставится обязательным условием дополнительное приобретение какого-либо товара;

переплетения директоратов (запрещается быть членом совета директоров двух и более крупных компаний).

 

В России антимонопольная политика регламентирована следующими инструментами:

1.Закон о защите конкуренции

2.Государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса

3.Закон о рекламе

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.