КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективы общественного развития 1 страница
Итак, приближение экологической катастрофы ставит предел существованию неоамериканской формации и человечества. Это стало ясно в начале XX в., когда В.И. Вернадский впервые сформулировал мысль о том, что человек становится основной геолого-преобразующей силой планеты: Мы переживаем ие кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся раз в тысячелетие. Можно уверенно утверждать, что нас ждет перелом в мировоззрении не менее значительный, чем совершенный Коперником и Галилеем в XVI в. Последние преодолели господствовавшее в мировоззрении людей геоцентрическое представление о мире, центром которого была Земля. Сейчас нам нужно отказаться от антропоцентрического представления о мире, согласно которому человечество считается центром мира, высшей ступенью его эволюции, для которой Природа выступает только как бесконечное средство существования. Земля уже не выдерживает антропогенную нагрузку и скоро перестанет быть базисом человечества в самом прямом смысле этого слова. Обещания безграничного прогресса, господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и неограниченной личной свободы питали надежды и веру поколений с самого начала индустриального века. С началом промышленного прогресса, замены энергии животного и человека механической, а затем ядерной энергией до замены человеческого разума электронной машиной люди чувствовали, что находятся на пути к неограниченному производству и потреблению. Они считали, что техника сделала их всемогущими, а наука - всезнающими. Люди хотели стать богами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве строительного материала для своего творения. Все большее число людей на Западе испытывало чувство свободы. Им казалось, что они могут делать, что им хочется. Это было справедливо лишь для высших и средних классов, но их успех вселял веру и в остальных, что при сохранении таких же темпов индустриализации эта свобода распространится на всех членов общества. Социализм и коммунизм очень скоро превратились из движения, целью которого было построение нового общества и человека, в движение, идеалом которого стал буржуазный образ жизни для всех. Предполагалось, что богатство и комфорт принесут всем счастье. Эта новая вера дала ее приверженцам жизненную силу, энергию и надежду. В XXI в. стало ясно, что большие надежды не оправдались. Все большее число людей начинают осознавать: 1) неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью; 2) вере в независимость собственных жизней пришел конец, когда мы начали сознавать свое превращение в винтики бюрократических машин, манипулирующих нашими мыслями, чувствами и вкусами; 3) экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более увеличивается; 4) технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, способных уничтожить жизнь на Земле. Крах больших надежд был предопределен самой индустриальной системой, двумя ее основными психологическими посылками: 1) целью жизни является максимальное наслаждение, определяемое как удовлетворение любого желания личности (радикальный гедонизм); 2) эгоизм, себялюбие, алчность, которые порождает данная система, чтобы нормально функционировать, ведут к гармонии и миру. Хотя наслаждение и было целью жизни определенных групп людей в свое время, оно никогда не выдвигалось в качестве теории благоденствия для всех людей никем из великих учителей жизни в Древнем Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Для обеспечения своего будущего существования человечество, его Коллективный Разум должны взять на себя сознательную ответственность за дальнейшее развитие отношений Земли и Общества, за развитие биосферы. В результате взаимодействия Разума и биосферы может возникнуть состояние, которое Вернадский и Тейяр де Шарден назвали "ноосферой", и тогда человечество сможет просуществовать значительно дольше [1]. Но эта реальная возможность может и не реализоваться. В своей книге Н. Моисеев детально обсуждает те препятствия, которые будут основательно мешать и формированию Коллективного Разума, и эпохи ноосферы. Он полагал, что предшествующее развитие науки было предысторией того, как обеспечить коэволюцию Человечества и Биосферы. 1 См. подробнее: Моисеев Н. Расставание с простотой. С. 436-471. Н. Моисеев предлагает поменять структуру общественных ценностей, ментальность людей, которые сформировались "в начале голоцена, после неолитической революции. Видимо, они исчерпали свои возможности". Но как это сделать у правящих элит, ведущих классов, народных масс, ведь большинство людей не понимают проблем выживания человечества, особенно в связи с проблемой собственного выживания? Поэтому перед человечеством стоит альтернатива: либо планетарный экологический кризис, борьба между народами за ресурсы существования, деградация человечества и ускоренная борьбой гибель, либо создание ноосферы, коэволюция (мирное сосуществование) Человечества и Природы в результате создания принципиально нового по сравнению с предшествующими типа общественной формации и мирового строя. Н. Моисеев обращает внимание на необходимость создания ноосферы и на формирование Коллективного Интеллекта (Мирового Разума) и нового менталитета у землян. Пути формирования Мирового Разума он видит в: 1) понимании, правда, интуитивном, существования проблем, требующих объединенных усилий всего человечества; 2) выработке экологических императивов - запретов на осуществление определенных видов деятельности; 3) разработке стратегии по коэволюции человечества и биосферы. С точки зрения Н. Моисеева, информационное (постиндустральное) общество должно представлять "такой социально-политический организм, в котором Коллективный Разум играет такую же роль в его жизнедеятельности, как разум человека в его организме" [1]. Это означает качественный скачок в развитии общественного сознания, частью которого является Коллективный Разум. Общественное сознание должно приобрести новое качество вместе с совершенствованием своей "нервной системы" (Интернета, информационных сетей), управлением жизнедеятельности людей, общностей, институтов через компьютерные сети Мирового Разума. 1 Моисеев Н. Указ соч. С. 469. Н. Моисеев видит большие идеологические, политические, экономические трудности, которые встают перед человечеством на пути создания нового мирового порядка и ноосферы. Прежде всего, это собственность на информацию и знания. Вместо собственности на средства материального производства, разделяющей людей на экономические классы, возникает разделение людей на владельцев и пользователей информации. И здесь его пугает проблема возникновения информационно-политической формации человечества. Я не верю в возможность и считаю крайне опасным стремление к мировому правительству и унификации цивилизациий. Единая мировая цивилизация - это такой же нонсенс, как генетически стандартный человек. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для обеспечения стабильности рода человеческого, как разнообразие генетическое [1]. Коллективный Разум должен быть демократической системой управления Человечеством, в которой важное место должна занимать интуиция, совесть, эмоции. Это предполагает такую реорганизацию ООН, когда среди его органов "должен появиться некий Совет мудрецов с менталитетом исследователей... Он должен быть составлен не из представителей правительств и народов, а из представителей профессий и цивилизаций" [2], то есть людей, которые в отличие от политиков способны ставить под сомнение любые принципы и принимать решения, отвечающие интересам человечества. 1 Моисеев Н. Указ. соч. С. 470. 2 Там же. С 470-471. Для того чтобы реализовать идею Мирового Разума, нужно 1) преодолеть национализм, господствующий в мире, 2) смягчить формационное неравенство обществ и 3) ужасающее неравенство в качестве жизни между странами "золотого миллиарда" и остального мира, 4) осуществить программу мировой интернетизации и компьютерной грамотности и т.п. Сделать все это очень трудно, и проект такого переустройства человечества пока неизвестен. Экоанархисты предлагают свою форму исторического развития в условиях надвигающейся экологической катастрофы - создание экологического общества (формации и цивилизации). Новые программы должны концентрироваться вокруг непосредственной среды жизни людей: жилищных условий, транспорта, работы, загрязнения (воды, здоровья, магнетизма и т.п.), местного самоуправления и т.п. Власть (политическая, юридическая, экономическая) должна постепенно переходить из центра к районам и муниципалитетам. Движущей силой здесь является гражданское общество в лице его организаций. Ясная цель, личная заинтересованность граждан являются важной предпосылкой успеха экоанархизма. Либертарный муниципалитет экоанархистов предлагает холистический подход к обществу, экономике, технике. Основу экологического общества (формации и цивилизации) образует муниципальная община. Вместо национализации и огосударствления земли, промышленности, распределительных центров эта община муниципализирует экономику. Промышленное производство будет вестись на небольших предприятиях с трудосберегающей и ресурсосберегающей техникой. Все демосоциальные, экономические, политические вопросы экологическая (муниципальная) община решает на ассамблеях своих граждан. Она интегрируется с другими муниципалитетами в региональную конфедерацию, которой будут управлять региональные ассамблеи. Здесь нет национального государства с его централизацией и бюрократизацией. Люди выступают в виде рациональных граждан, сознающих свои индивидуальные и общие потребности и интересы, а не в виде представителей каких-то классов (профессиональных, национальных и т.п.). Утопизм этой парадигмы развития человечества очевиден. По мнению А. Тойнби, с которой соглашается и автор, точка зрения гуманистического рационализма не имеет шансов поставить международные дела под контроль человечества, потому что не существует "земного пути, на котором... может быть преодолен национализм" [1]. Национализм, по мнению А. Тойнби, выступает в форме нерациональности, которая будет мешать человечеству замедлить свою гибель и сохранить человеческий разум хотя бы в части наиболее достойных людей. Сюда можно добавить корыстолюбие, безответственность, недальновидность правящих элит и граждан, и прежде всего ТНК, ставших в значительной мере хозяевами мира. 1 Потер К. Указ. соч. Т. 2. С. 298. На наш взгляд, в ближайшее время структура человечества будет состоять из трех разных типов обществ: 1) на вершине будут находиться общества с постиндустриально-экономической формацией; 2) ниже - общества с социал-капиталистической формацией; 3) еще ниже будут функционировать общества социал-капиталистической ориентации; 4) в самом низу будут общества с пролетарско-социалистическими, аграрно-политическими, капиталистическими формациями. Задачей ООН и национальных правительств будет смягчение формационного и цивилизационного неравенства и конфликтов. ООН будет реорганизована либо в федерацию обществ с разным статусом во главе с ведущей страной (например, США), либо как федерация обществ с группой развитых постиндустриальных формаций, то есть своего рода хунтой в лице Совета Безопасности ООН. Но вместо мирового демократизма реален и мировой тоталитаризм: на всех ресурсов не хватит и сильные попытаются захватить ресурсы слабых. Человечество пытается решать проблему выживания. Впервые в истории в июне 1992 г. руководители 170 стран мира подписали Декларацию устойчивого развития. В Декларации говорится: Чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления. Конференция в Рио предложила программу обуздания экологического кризиса, но практические шаги по охране природы, экономии ресурсов, ограничению потребления, снижению рождаемости, безопасной утилизации отходов жизнедеятельности землян оказались к 2002 г. ничтожными. Декларация Рио - это, прежде всего, обращение к руководству и населению стран "золотого миллиарда", в число которых рвется Россия. Эти эгоистические страны все еще пытаются жить за счет остальных пяти миллиардов землян и не замечают угрозы со стороны Природы. Международный терроризм (который уже невозможно сдержать), этнорелигиозный фанатизм (с которым столкнулись и Россия в Чечне), наркотизация масс населения (особенно молодежи), химическое и бактериологическое оружие, возможностью применения которого международными террористами обеспокоены страны "золотого миллиарда" - только начало угрожающего всему человечеству ответа со стороны нищих, униженных и возмущенных землян. С этой точки зрения советский аскетизм как принцип жизни советского общества, ставший таковым в силу объективных причин, может быть сохранен. Пролетарский социализм как формация общества, ориентированная на минимальные материальные и максимальные духовные потребности людей, бюрократизацию общества, господство политической элиты, одухотворенность какой-то глобальной идеей, может быть реализована в отсталой части человечества странами "золотого миллиарда". Пусть это будет идея выживания человечества в условиях экологической катастрофы. Известно, что живая природа создает множество растительных и животных организмов, среди которых не только те, кто сейчас адекватен условиям, но и те, которые адекватны будущим, изменившимся, условиям жизни. Анализ процессов глобализации позволяет выявить противоречие между, с одной стороны, нарастанием единства, унификации, космополитизации народов, обществ, человечества, а с другой стороны, их децентрализации, спецификации, этнолизации. При этом первые процессы коснутся формационной стороны обществ, а вторые - цивилизационной. В результате формационного единства, унификации, космополитизации отсталым народам (в том числе россиянам) придется пожертвовать многими чертами самобытности в ментальности, характере, образе жизни, чтобы не остаться в мире в качестве этнографического материала для современных цивилизаций.
54.Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. Современную эпоху часто называют эпохой глобализации, эрой становления новой глобальной цивилизации. Глобализация — это возрастающее взаимодействие, взаимосвязанность и взаимозависимость всех стран мира. Исторически сложившиеся границы, разделяющие их, начинают размываться, и это проявляется в самых разных сферах: в экономике, политике, культуре, в науке и образовании, в повседневной жизни. Глобализация создаёт единое мировое экономическое, экологическое и информационное пространство, расширяет культурный обмен. Казалось бы, это всё положительные следствия и признаки глобализации. Но не будем торопиться. Такое сложное явление имеет много сторон, включая пока неразрешимые проблемы и отрицательные моменты. В 1970-е гг. возникла особая наука — глобалистика, которая занимается изучением глобальных процессов и глобальных проблем современности для того, чтобы выявить их динамику и спрогнозировать будущее, используя компьютеры и математические модели. По всему миру распространилась сеть организаций, научных центров, фондов, которые занимаются глобальными проблемами. Понятия «глобальный», «глобализм», «глобализация» уже давно вышли за рамки чисто научных исследований и дискуссий, закрепились в общественном сознании и приобрели оценочный смысл — и позитивный, и (пожалуй, чаще всего) негативный. Трактовки и оценки феномена глобализации весьма многообразны и часто недостаточно объективны. Поэтому урок, посвящённый глобальным процессам в ХХ в., лучше всего начать с предыстории вопроса: когда началась глобализация? Этими проблемами занимается глобальная история — новое направление в исторической науке, которое сформировалось в 80—90 гг. прошлого столетия. Глобальная история изучает глобальные процессы в истории человечества, начиная с древности. Такие исследования имеют большую ценность: они помогают понять особенности глобальных процессов в современном мире. Учащимся необходимо усвоить, что глобальные процессы — историческая закономерность и возникли они не в ХХ в., а гораздо раньше, в эпоху Древнего мира, хотя, конечно, были не столь масштабными и интенсивными. В сильном классе учащимся можно дать опережающее задание и попросить подготовить небольшие (3—5 минут) доклады на темы: «Взаимодействие Востока и Запада в эпоху эллинизма» и «Распространение мировых религий». В эпоху древности в процессах интеграции цивилизаций важную роль играли торговля, миграции, войны, распространение мировых религий и образование мировых империй, которые насильственно объединяли в одно политическое целое огромные территории, крайне неоднородные с точки зрения экономического развития, этнического состава и культурных традиций. В рамках империй активно шло этническое смешение, усиливались культурные контакты и экономические связи, т.к. государство обычно поощряло внутреннюю и международную торговлю и располагало средствами для строительства дорог, кораблей и портов, обеспечения безопасности купцов. Особое место среди мировых империй занимают государства, объединявшие Восток и Запад: империя Александра Македонского и эллинистические царства, появившиеся после её распада, и Римская империя. В эпоху эллинизма интеграция привела к образованию особого типа государств — эллинистических монархий, в которых элементы восточной деспотии (сильная единоличная царская власть, обожествление царя) сочетались с традициями республиканского полисного строя (самоуправление некоторых городов, народные собрания). В Римской империи модель восточной деспотии наиболее заметное влияние оказала в эпоху Диоклетиана. В эллинистических царствах распространялся греческий язык и культура, в Римской империи активно шла романизация провинций. Восток, в свою очередь, оказывал воздействие на греческую и римскую культуру — особенно в религиозной жизни: на этой основе возникали синкретические культы (например, Сераписа в эпоху эллинизма), культы восточных богов (Кибелы и Аттиса, Адониса, Исиды, Митры) распространялись на всей территории Римской империи, вплоть до современных Франции и Англии. Однако степень глобализации в Древнем мире не стоит преувеличивать. Влиянием греческой культуры были затронуты прежде всего города, где строили театры, стадионы, школы, а на агоре по-прежнему проводили народные собрания. В преобладавшей сельской периферии процессы интеграции были малозаметны. В Римской империи романизация провинций была неравномерной: в Галлии, например, она достигла очень высокого уровня, чего нельзя сказать о Северной Европе. В Древнем мире интегрирующую роль играли и мировые религии, а также некоторые национальные религиозно-этические верования (например, конфуцианство), которые перешагнули свои национальные границы, но сфера их распространения была сравнительно небольшой. Такие религии оказывали значительное влияние на систему ценностей других стран и формировали крупные наднациональные и надгосударственные цивилизационные общности: конфуцианскую (помимо Китая в неё входили Япония, Корея, Вьетнам), индо-буддийскую, христианскую, а позднее — исламскую. Обмен товарами, идеями, техническими новшествами шёл не только внутри мировых империй, но и между цивилизациями благодаря Великому шёлковому пути, который протянулся от Китая до Рима. Следующий этап глобализации обычно связывают с эпохой Великих географических открытий, из чего следует, что начиная с ХVI в. Западная Европа была лидером этого процесса и глобализация, в сущности, представляет собой европеизацию мира, которая усиливалась по мере активизации колониальной политики европейских держав. Однако современные западные историки пересматривают эту точку зрения. По мнению исследовательницы Дж. Абу-Луход, в V—ХIII вв. существовала глобальная экономическая система, центрами которой были Средний Восток, северные степи Центральной Азии, Индийский океан. Позднее всех к этой системе подключилась Западная Европа — точнее, крупные торговые города Фландрии, Франции и Италии, однако она занимала периферийное положение по сравнению с другими мировыми центрами. В ХIV в. эта система пережила кризис и перестроилась: бывшая периферия — Западная Европа стала центром. Канадский социолог А.Франк делает ещё более смелые выводы. По его мнению, господство Востока длилось гораздо дольше — до начала ХVIII в. В это время мировыми экономическими лидерами были Китай и Индия с их развитым ремесленным производством и активной торговой деятельностью. Именно эти страны имели наибольший положительный баланс в мировой торговле, именно там оседало европейское (точнее, американское) серебро и золото — в обмен не только на пряности и благовония, но и на ткани, фарфор, изделия из металла. Только после промышленной революции Западная Европа смогла развернуть торговую экспансию. Точка зрения А.Франка, конечно, отличается максимализмом, однако о ней стоит упомянуть, потому что роль восточной экономики этого периода обычно недооценивают, в учебниках не упоминается о специфическом характере торговых отношений Европы со странами Востока, в которых Европа действительно имела отрицательный баланс. Тем не менее в колониальную эпоху глобализация проходила преимущественно под знаком вестернизации мира, и эта тенденция постоянно нарастала. Очень важно подчеркнуть, что её усилению способствовала не только европейская экспансия, но и начавшийся в незападных странах процесс модернизации. Это было мощным стимулом для обращения к опыту Западной Европы, усвоения западноевропейских институтов, системы ценностей, технических новшеств. Учащиеся могут самостоятельно привести примеры, подтверждающие это, использовав материал из курса по истории России (реформы Петра I). Современный этап глобализации, конечно, отличается от предшествующих и своими масштабами (действительно глобальными, охватывающими весь Земной шар), и своей интенсивностью (интеграция имеет гораздо более глубокий характер), и своими движущими силами. Современная глобализация осуществляется не с помощью войн и образования гигантских империй. Главную роль в её развитии играет экономика, технической базой являются новейшие промышленные и информационные технологии. Информационная революция и создание глобальной информационной сети — важнейшие факторы в интеграции мира. В глобальном информационном пространстве люди, живущие в разных точках Земли, могут общаться друг с другом благодаря Интернету, компьютерам, телекоммуникациям, аудиовизуальным средствам связи. «Информационное поле» современного человека чрезвычайно расширилось. Он имеет вполне конкретные знания не только о событиях, происходящих в других странах, но и об их культуре, уровне жизни. А это, естественно, влияет на оценку ситуации в своей собственной стране, формирует новые потребности, меняет систему ценностей. Мода, кинематограф, политические события, курсы валют, научные открытия — всё это существует «здесь и сейчас», мгновенно становится известным в каждом уголке земного шара. Информационная революция создала благоприятные условия для интенсивного культурного обмена, заимствования «чужих» образцов поведения, культурных стереотипов. Становление взамозависимой в глобальных масштабах экономики — одна из важнейших тенденций нашего времени. Практически ни одна страна не может быть полностью экономически самостоятельной и самодостаточной, т.е. развиваться, изолируясь от мировых экономических связей. Значительно выросла международная торговля: в 1990-х гг. мировой экспорт достиг 4,5 трлн долларов. Для регулирования торговли были созданы специальные международные правила, появилась глобальная система международных финансовых расчётов на основе универсального платежного средства — «мировых денег». Всё большую роль в мировой экономике играют транснациональные компании (ТНК) и мультинациональные компании (МНК), которые контролируют около 60% мирового валового продукта. Это крупнейшие фирмы, которые ведут свою деятельность в мировых масштабах, захватывают ведущие позиции в тех или иных отраслях мирового рынка, создают глобальную рекламу и глобальные системы сбыта своей продукции, размещают своё производство в разных странах. К таким фирмам относятся «Кока-кола», «Форд-моторс», «Филлипс» и многие другие. Всего в мире насчитывается около 40 тыс. ТНК, через которые идёт основной поток мировой торговли и иностранных инвестиций. Возникают мировые производственные линии: многие виды товаров производятся там, где это выгодно, в странах, где можно свести до минимума расходы на транспорт и оплату рабочей силы. Развивается мировой рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы (развитые страны Запада охотно используют труд малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих иммигрантов, приезжающих из развивающихся стран) и технологий. Благодаря мировым валютам (доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японская иена) возник глобальный финансовый рынок, финансовые потоки в любое время суток свободно транслируются через информационную сеть по всему миру. Растёт влияние всемирных финансовых организаций: Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития, Мирового банка. Международные экономические связи существовали в глубокой древности. Вспомним, что благодаря Шёлковому пути римские модницы носили платья из китайского шёлка. Однако объём торговли был не очень велик, торговали в основном дефицитными редкими вещами: металлами, пряностями и благовониями, дорогими тканями и украшениями. Торговля, как правило, не была для древних цивилизаций жизненной необходимостью — за исключением лишь отдельных стран: Греции, Финикии, Вавилонии. В индустриальную эпоху роль торговли существенно выросла. Промышленность постоянно нуждалась в сырье: главными предметами торговли стали уголь, нефть, зерно и т.д. Постепенно усиливалась экономическая взаимозависимость стран, кризисы затрагивали две и более стран, потом приняли мировой глобальный характер. В 70-х гг. прошлого века стало ясно, что мировое экономическое развитие невозможно без международных экономических связей. Глобализация экономики — сложный процесс, последствия его очень противоречивы. С одной стороны, участие в мировых экономических связях может ускорить экономическое развитие той или иной страны. С другой — развитие национальной экономики теперь зависит от разного рода внешних обстоятельств. Рост влияния мировых наднациональных надгосударственных органов управления глобальной экономикой и ТНК вызывает опасения и критику, поскольку отдельные государства уже не могут самостоятельно регулировать свою экономику. Например, правительства, подчиняясь законам мирового рынка, вынуждены сокращать численность работников в той или иной отрасли, снижать внутреннее потребление и повышать выпуск конкурентоспособной продукции, предназначенной на экспорт. Глобальные процессы порождают множество проблем, которые называются глобальными, потому что они затрагивают не отдельные страны, а мир в целом, от их решения зависит судьба человечества, и распутать их можно только совместно, усилиями всего мирового сообщества. Пожалуй, на первом месте стоят проблемы, связанные с экологией и ресурсами нашей планеты. В 1978 г. коллектив учёных во главе с Д.Медоузом представил Римскому клубу (организация учёных, бизнесменов и политиков, которые ставят целью определить последствия глобализации для человечества) доклад под названием «Пределы роста». Речь шла о пределах роста современной цивилизации. Исследования были проведены по пяти параметрам: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объём капиталовложений, рост народонаселения и возможность обеспечить его потребности. При этом учитывалось, что размеры и ресурсы нашей планеты не бесконечны и природа не может включить в свои системы и «очистить» отходы человеческой деятельности, если они превышают определённую норму (т.е. не может выносить слишком большие антропогенные нагрузки). Выводы, сделанные в докладе, были трагичны: если существующие тенденции развития сохранятся, то в первой четверти III тысячелетия произойдёт экологическая катастрофа. Интенсивное развитие индустриального техногенного общества привело к деградации естественной среды, и этот процесс может принять необратимый характер. Индустриальная цивилизация появилась сравнительно недавно — на рубеже ХVIII—ХIХ вв. после изобретения первых машин и промышленной революции в Англии. Ещё в ХIХ столетии в «индустриальную волну» влились лишь отдельные страны: передовые западноевропейские державы, США, Россия (точнее, её европейская часть), Япония. В ХХ в. индустриальная волна захлестнула почти весь мир. А это означает, что естественный ландшафт сменяется ландшафтом промышленным — с многомиллионными городами, на месте которых образуются экологические «чёрные дыры» (естественная природная среда там просто исчезает), промышленными предприятиями, полями, на которых работают машины, автомобильными и железными дорогами. Подсчитано, что за последние 400 лет с лица Земли исчезло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Выброс в атмосферу углекислого газа за 100 лет вырос на 15%, и это грозит глобальным потеплением климата, которое может вызвать таяние льдов в Антарктиде и Гренландии, повышение уровня Мирового океана и затопление части суши. Изменения в атмосфере — истончение озонового слоя нашей планеты — вызвано и активной вырубкой лесов. Экологи особенно обеспокоены сведением лесов в бассейне Амазонки — это место называют «лёгкими планеты».
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |