Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика рынка труда, занятости, безработицы




Задачи статистики цен, цель статистического анализа цен

Цена – важнейший стоймостной измеритель. На цену оказывают влияние отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат. Цена – это механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. Система цен и тарифов: розничные цены, закупочные, сметные цены внешней торговли. Цена формируется в зависимости от спроса и предложения на товары и услуги, себестоимости единицы продукции, уровня конкуренции на соответствующем рынке товаров и услуг, а также влияния других факторов внешней среды.

Производство и отгрузка продукции оцениваются в текущих рыночных ценах, действующих в период, к которому относится производство или отгрузка продукции.

На цену влияют вид товара, наличие у него особых свойств, количество промежуточных звеньев от производителя до конечного потребителя этого товара, конъюнктура рынка, особенности проводимой маркетинговой политики, а также ограничения, накладываемые государственными органами.

На современном этапе задачи статистики цен можно сгруппировать исходя из следующих целей:

1) изучение конъюнктуры рынка;

2) выявление средней динамики цен на произведенную продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;

3) выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;

4) определение стоимости наборов: минимального продуктов питания и финансированного для межрегиональных сопоставлений;

5) реагирование стоимостных макропоказателей на изменение цен (дефляция), например ВВП и показателей СНС;

6) определение соотношения покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.

При расчете индексов потребительских цен (ИПЦ) и индексов цен производителей на промышленную продукцию в статистике широкое применение получила формула Ласпейреса. Однако индекс, рассчитанный на ее основе, не включает инвестиционные товары, но при этом учитывает цены на импортную продукцию.

Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, как правило, охватывают более широкий круг товаров и услуг. В качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или производственной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Паа—ше используется при изменении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.

84. Понятие «средняя цена» и ее определение методами статистики

Средняя цена – обобщающая характеристика уровня цен на одноименные товары. Расчет средней цены зависит от исходной статистической информации.

Если имеются данные о ценах на две даты, данные за торговый день реализуемого товара различными торговыми предприятиями при отсутствии сведений от объемах продаж, о ежедневных значениях цен на конкретном торговом месте или о значениях цен в течение равных промежутков времени, то средняя цена рассчитывается по средней арифметической простой:

 

(2.4)

 

Если имеются данные о ценах и объеме продаж или их удельном весе, то применяется для расчета средняя арифметическая взвеянная:

 

(2.5)

 

Кроме того, весом может служить численность населения территорий и число семей, проживающих на территориях.

Если имеются данные о ценах и выручке от реализации или ее удельном весе, то применяется для расчета средняя гармоническая взвешенная:

(2.6)

 

85. Основные этапы статистического анализа цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукции – 86. Сводные индексы потребительских цен (формула Ласпейреса)

Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.

В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены «старого» и «нового» товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.

Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:

1) вначале определяются сводные индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;

2) затем рассчитываются сводные индексы (цепные и базисный) по товарным группам;

3) на заключительном этапе рассчитываются сводные индексы цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле Ласпейреса

(18.8)

где ipj - индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0 q0 - товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.

Полученные сводные данные поступают в государственную отчетность.

Важное место в статистике цен отводится анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и услуг.

Для характеристики динамики потребительских цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.

Сводный индекс потребительских цен является важнейшим показателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года:

(18.9)

где Q0 - объем потребительской корзины в базисном периоде; p1 p0 - цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.

В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.

Показатель покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб.) при текущем уровне цен и тарифов.

Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

Статистика рынка труда изучает вопросы, связанные с составом и численностью трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занятостью и безработицей, изучает уровень и динамику оплаты труда, дифференциацию работающих по размерам заработной платы и условия труда работающих. Статистика рынка труда тесно связана с другими областями статистики: статистикой отраслей, услуг, системой национальных счетов, демографией, поскольку показатели численности и оплаты труда, трудовых затрат являются важными элементами характеристики состояния экономики в целом и деятельности отдельных ее отраслей.

Смена экономической формации в России и принцип добровольного избрания занятости создали предпосылки для функционирования рынка труда, который становится основным инструментом измерения предложения и спроса на рабочую силу, ее избытка или недостатка, распределения между секторами экономики, отраслями и регионами.

Под рынком труда понимается система экономических, социальных, организационных, правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и использование рабочей силы.

Статистика рынка труда уделяет основное внимание тем сферам деятельности и взаимоотношениям между трудящимися и работодателями, на основе которых строятся анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. Статистика рынка труда изучает не только спрос и предложение рабочей силы, но и вопросы оплаты, условий труда, профессиональной подготовки кадров и ряд других проблем, необходимых для определения политики рынка труда.

На современном этапе основными задачами статистики рынка труда являются:

1) исследование данных о движении рабочей силы;

2) изучение текущих данных об экономически активном населении, занятости, безработице, структуре занятости по отраслям и профессиям;

3) изучение данных о фондах времени, их структуре, а также расчет показателей использования рабочего времени;

4) исследование данных о затратах на рабочую силу, их структуре и динамике;

5) изучение данных о трудовых конфликтах, а также расчет показателей, характеризующих трудовые конфликты по отраслям, причинам возникновения.

 

88. Статистика трудовых ресурсов: экономически активное население и экономически неактивное население

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы, необходимой для производства товаров и услуг. Экономически активное население делится на занятых и безработных и изменяется по отношению к обследуемому объекту. Доля экономически активного населения в общей численности населения есть уровень экономической активности населения.

К занятым относятся лица женского и мужского пола в возрасте от 18 лет, а также лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, которые в рассматриваемый период:

• выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно либо у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;

• временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне рабочего места; учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки, других подобных причин;

• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработныгм относятся лица старше 16 лет, которые в рассматриваемый период:

• не имели работы (доходного занятия);

• занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателям), использовали личные связи или осуществляли шаги к организации собственного дела;

• были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с перечисленными критериями.

В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу или признанных безработных. Удельный вес безработных в численности экономически активного населения есть уровень безработицы. Продолжительность безработицыг – промежуток времени, в течение которого человек ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства), используя при этом любые способы.

Сведения о безработных могут быть охарактеризованы как абсолютными, так и относительными показателями. Абсолютная численность безработных – это моментный показатель на начало каждого месяца. В течение месяца отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, трудоустроено, оформляется на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено

после завершения профессионального обучения. Состав безработных можно охарактеризовать по уровню образования, полу, месту жительства.

К относительным показателям относят процент безработных в общей численности незанятых трудоспособных граждан, поставленных на учет в службе занятости, и процент получающих пособие по безработице. Средняя численность безработных и трудоустроенных рассчитывается за месяц, квартал, год.

Коэффициент безработицы рассчитывается по следующей формуле:

Статистика: конспект лекций

Этот коэффициент отражает степень неудовлетворенности спроса на оплачиваемый труд или избытка предложения рабочей силы над спросом. Кроме общего (стандартного) коэффициента безработицы применяются и другие показатели, характеризующие различные ее стороны, такие как доля безработных среди молодежи, женщин, длительно не имеющих работы и т. д. Стандартный коэффициент обычно рассчитывается за определенный период, в этом случае берутся средние месячные (годовые) показатели численности безработных и занятых. Так же стандартный коэффициент может определяться на какую-то определенную дату. Для этого берутся абсолютные данные о числе безработных и занятых на эту дату.

Существуют более подробные и сложные методы расчета коэффициентов безработицы, позволяющие установить реальный избыток предложения рабочей силы над спросом. К ним, в частности, относится коэффициент безработицы в подсчете на эквивалент полного рабочего времени.

Для количественной характеристики занятости статистика использует специальные показатели, абсолютные и относительные. Абсолютные показатели отражают экономический потенциал, возможности экономического развития страны, поскольку занятое население представляет собой основной элемент процесса производства. К абсолютным показателям относят численность занятых в народном хозяйстве; распределение занятых в народном хозяйстве; распределение занятых по сферам и отраслям экономики, полу, возрасту, уровню образования; численность лиц трудоспособного возраста, занятых в различных отраслях экономики и др.

Относительные показатели характеризуют степень вовлечения в экономическую деятельность населения в целом и отдельных его возрастных групп. Это такие показатели, как коэффициент занятости населения, коэффициент занятости трудовых ресурсов, коэффициент занятости населения трудоспособного возраста, коэффициент занятости трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Коэффициент занятости населения определяется по формуле

Кзн = (Sзн / S) · 1000,

где Sзн – численность занятого населения; S – общая численность населения.

Коэффициент доплаты трудовых ресурсов определяется по формуле

Статистика: конспект лекций

где ТР – численность трудовых ресурсов. Этот коэффициент может быть рассмотрен и более узко – по отношению только к понятию трудоспособного возраста:

Кзнтв = (Sзн / Sтв) · 1000,

где Sтв – численность населения трудоспособного возраста.

В связи с тем, что не все население трудоспособного возраста является трудоспособным по состоянию здоровья, очень важно определить, в какой мере вовлечено в экономику именно трудоспособное население. С этой целью следует вычислить коэффициент занятости трудоспособного населения как отношение занятого трудоспособного населения к общей его численности. Чем ближе этот коэффициент к 1, тем сильнее привлечено трудоспособное население к трудовой деятельности. Если его вычесть из 1, то получим долю трудоспособного населения, не занятого ни в одной из отраслей экономики.

Целесообразно измерить степень вовлечения в трудовую деятельность населения пенсионного возраста. Для этого нужно численность работающих лиц пенсионного возраста разделить на общую их численность. Это соотношение показывает, какая доля лиц пенсионного возраста занята в трудовой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.