Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия в системе способов познания





Основными типами мировоззрения являются: миф, религия, философия, наука, искусство. Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений.
Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: "сказание, предание". В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов "вымысел", "сказка". У древних греков миф - это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.

Основными чертами мифологического мышления являются:

* Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом;
* Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении;

* Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества;

* Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы.

* Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко;

* В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот.

Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, - все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности.
Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть.
Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база.
Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения - религия. Религия - это вера человека в существование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины.
Первые формы религии характеризовались:

* Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение.

* Традиционализмом и авторитаризмом.

* Консерватизмом.

Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности.

В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д.

Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа - отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысловым центром которого является бог. Но не это обстоятельство считается спецификой религиозного мировоззрения, а утверждение о том, что это безусловное начало, Бог, Абсолют непостижимы посредством человеческого разумения. В существование бога можно только верить, то есть общаться с ним посредством особого эмоционально-мистического переживания. Человек объявляется ограниченным существом, с низменными страстями и заботами. Непосредственная его земная жизнь не является самоцелью и самоценностью. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку есть бог. Отрицание бога означает признание случайности человеческого бытия. Человек в этом случае брошен на произвол судьбы: он пришел неизвестно откуда и уйдет неизвестно куда. В мире господствуют силы более могущественные, чем он сам и, поэтому, без бога, человек вряд ли может рассчитывать на успех.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия сыграла значительную психотерапевтическую роль, пробудив в человеке надежду на то, что он не одинок в мире, что он защищен от тотального произвола и фатальных случайностей. Кроме этого, религия способствовала укреплению обычаев, традиций и нравов людей; на её базе сформировалась мораль как система заповедей, предписаний и табу, укрепляющих человеческие общности.

По мере роста производственного и социального могущества людей, то есть по мере того, как природный и социальный мир все более становился подконтрольным человеку, изменялось и самосознание последнего. Он уже не довольствуется пассивной ролью "сосуда Божия", а хочет участвовать в обустройстве мира и самого себя. Активности человека требует и хозяйственная деятельность. Существующие знания нуждаются в пополнении и систематизации, а сделать это можно только при условии полного задействования возможностей человеческого разума. Но для этого, предварительно, необходимо было выяснить, что такое разум, какова его сущность, границы применимости и полномочия. Поиск ответов на эти вопросы входит в компетенцию философии - особого типа мировоззрения и способа познавательного и практического отношения к миру.

Научное знание может быть обосновано или опровергнуто с помощью опытной проверки, а размышления философов зачастую не имеют к реальным и конкретным вещам никакого отношения, а потому их невозможно проверить. Философия отличается от науки и тем, что её не интересует какой-то определенный срез или фрагмент действительности, законы которого она хотела бы открыть и сформулировать. Объект философии - предельные основания бытия и мышления, то есть системообразующие принципы, ценности, установки, идеи, определяющие человеческую деятельность как на уровне общества, так и на уровне индивида. Эти предельные основания философия использует для того, чтобы объединить разрозненный материал научного, мифологического, религиозного, эстетического и другого опыта и знания в единую и непротиворечивую модель, выработать синтетическую картину мира.
В отличие от науки, философия есть максимально обобщенное знание. Единственное, что роднит философию с наукой - это её вера во всепроникающую силу человеческого разума, а также то, что она в своих построениях опирается, как правило, на строгую аргументацию в обосновании выдвинутых тезисов.
Таким образом, философия и наука обеспечивают разное видение мира, ориентированы на разные типы познания. Философия тяготеет к общему, а наука - к единичному.
В некоторых аспектах философия близка искусству, однако из этого не следует, что их можно отождествлять. Попытки такого рода были в истории философии, они не прекратились и по сию пору. Не отождествляя философию и искусство, немецкая классика высоко оценивала познавательные возможности последнего, утверждая, что искусство в состоянии выразить абсолютную истину в чувственно-образной форме. Искусство как художественно-образное воспроизведение действительности очень напоминает философию. Создаваемые в границах искусства картины объективного и субъективного мира характеризуются такой же полнотой, всесторонностью и предельной обобщенностью, что и в философской гносеологии. Однако, если ученый и философ мыслят понятиями и категориями, то художник оперирует образами, в которых мысли, чувства, представления воплощаются в конкретно-чувственной форме.
Возможности искусства в воспроизведении действительности гораздо богаче, чем возможности науки, ибо художник не ограничивает себя строгими рамками рационального мышления и канонами какой-либо парадигмы. Оно несет большую познавательную нагрузку, вырабатывает социально значимые идеалы, воспитывает людей с учетом тех или иных эстетических, этических и идеологических ценностей, критикует устаревшие социальные институты и отношения, приближаясь по своей значимости к философии. Но между философией и искусством пролегает разделительная линия, которую не удается убрать никому: искусство не обладает важнейшим признаком философского сознания - способностью к рефлексии, хотя и дарит философии язык метафоры, расширяющей поле сомнения, удивления и страдания. И то, и другое, и третье выступают неотъемлемыми атрибутами философии, её "визитной карточкой". В отличие от мифологии и религии, в философском мировоззрении, в качестве субъекта, выступает и общество и человек, а в качестве объекта бытие мира, включая и бытие человека.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.