Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Индии. Происхождение философии




Происхождение философии

 


Философия
(от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э. Термин «философия» ввел в оборот Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое достаточно развернутое разъяснение содержанея смысла этого понятия принадлежит Платону. До Платона философское знание представляло собой систематизацию житейской мудрости, выраженную в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществяется его жизнедеятельность. Что именно является

 

предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Несмотря на все споры, к числу важнейших вопросов относятся:

  • Вопросы, касающиеся понятия бытия.
  • «Существует ли Бог?»
  • «Возможно ли познание?» (и другие проблемы познания).
  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»
  • Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для чего существует человек?»). В тоже время наука, пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (например, «Как появился человек», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?» «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности.

Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии.

Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов, много голосов.

Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”).

Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов.

1. Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований.

2. Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.)

3. Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды. Упанишады также были написаны в этот период и иногда называются Ведантой (окончание Вед). Упанишады “сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний. В “Упанишадах” полностью разработаны понятия атмана и брахмана.

4. Эпический период (800 – 200г до н.э.), связан с эпическими поэмами “Махабхарата”, “Рамаяна”.

5. Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать.

6. Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.

Самое главное в индуизме и ИФ заключено в том, что они не провозглашали единого учителя, единую истину, единую мудрость – только множество.

 

Арийские веды. Индуизм вышел из древних ведических религий, которые были принесены в Индию народом, арийцами. До 4 в. до н.э. в Индии не существовало письменности. Веды передавались устно в форме магических заклинаний. “Ригведа”, самая древняя (1500)- она древнее любого другого философского или религиозного текста.

 

Карма и система каст. Мы знаем, что с древнейших ведических времен в Индии сложилась система каст. Система каст – это свод правил в отношении социальной группы, к которой вы принадлежите, в отношении того, с кем вы можете разговаривать и работать. Принадлежность к определенной группе зависит от вашей предшествующей жизни, от состояния вашей кармы.

В основе своей эта система была придумана арийцами, когда они вторглись в Индию и назвали всех местных жителей DASAS (рабами).

 

Кармическая иерархия. На вершине располагались брахманы (жрецы), а в самом низу шудры, или слуги. Между ними войны (кшатрии) и торговцы (вайшии). Существуют также неприкасаемые, которые полностью в изоляции.

Основной вопрос о высшей реальности. “Упанишады”, которые иногда называют Ведантой, “окончанием Вед”, является наиболее полным философским выражением главного течения внутри индуизма. В этих текстах наиболее полно представлены понятия атмана и брахмана.

Индийская философия была философией жизни, в которой вы должны жить, пытаясь найти избавление.

Ортодоксальные индийцы очень рано пришли к теории четырех стадий, а именно: ученик, глава семьи, лесной житель и отшельник.

Существуют так называемые ашрамы, или места уединения, духовного очищения. Стадия отшельник имеет отношение к святым людям, ищущим относительного уединения леса, чтобы созерцать и медитировать.

Стадия ученика – период интенсивного обучения, главным образом “Вед”.

Стадия главы семьи – супружество, создание семьи, она ведет к материальному благополучию и наслаждению.

Лесной житель – отказ от наслаждений и развлечений повседневной жизни, а также уход в созерцание и духовное пробуждение.

Конечная стадия – полностью отдача духовному развитию. Цель этой стадии – обретение мокши, или духовного сознания. Чтобы достичь этого человек должен полностью сосредоточиться на высшей реальности. Поиск абсолютной реальности не направлено против мира, а является стремление к истине, или мокше.

Высшая реальность, которая располагается в сердце Вселенной, называется Брахман. Все боги и все явления являются всего лишь проявлениями единого высшего бытия – Брахмана. Атман – это Брахман. Ваша истинная сущность есть абсолютная реальность.

 

Некоторые принципы философии ВЕДАНТЫ. Дхарма означает закон или истину, а также утверждение. Вся вселенная управляется дхармой. Она охватывает все и всех, от богов до животных и управляет этическим поведением каждого.

Мокша – подлинное духовное пробуждение, или истинное просветление. Она также означает освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей (самсары). Это цель, к которой ведут различные пути и которую буддисты называют нирваной.

Карма. Ваша карма – это результат ваших предшествующих действий, от которых зависит ваше будущее. Ваша карма – это вы сами. Карма подразумевает перемещение души и необходимость, в конечном счете, достичь мокши. Она закон вселенной. Она универсальная справедливость и истина.

Самсара – это постоянный поток перемен всего сущего или колесо жизни, смерти и возрождения.

Самсара – это тюрьма, в которой страдание и боль являются нормой и из которой бежать можно лишь по прошествии длительного времени и накопления кармы. Только через конечную реализацию своей истинной природы, или атмана, человек может избежать самсары.

Бхагавадгида буквально означает “песнь господа”. В центре стоит Арджуна, который готов вступить в битву, но охвачен сомнением. Его возничий, Кришна, переодетый бог, разрешает его сомнения путем объяснения дхармы. Большую часть поэмы составляют рассуждения Кришны о смерти, реальности, долге.

Все школы Веданты отстаивают монистическую точку зрения, все есть Брахман.

 

Эпоха СУТР и шесть школ. Прежде всего, название сутр связано с сутрами – краткими изречениями, которые легко было вспомнить.

5 индуистских школ:

1. Ньяя (основатель Гаутама)

Отстаивала строго логические правила суждения. (Ньяя – определение верного слова). В действительности они занимались в основном, самим познанием. Ньяя утверждает, что существует четыре источника знаний. Восприятие, вывод, сравнение и надежное доказательство.

2. Вайшешика (Канада)

Утверждала, что физическая реальность состоит из невидимых, неразрушимых атомов, которые имеют четыре разновидности. Атман – это Брахман.

3. Санкхья (Капила)

Отстаивала дуалистическую концепцию Вселенной. Отделение истинного Я от того, каким оно кажется.

Во вселенной имеются две категории - Пуруша и Пракрити. История мира – это история двух этих начал. Пуруша (дух или атман), Пракрити (материя или первозданная природа)

4. Йога

Эта школа считает двигателем вселенной персонального бога. Философия и деятельность сочетаются в практике, стремящейся к гармонии. Разработанная йогой система медитации – это реальный практический путь к достижению Просветления. Цель – чистая реальность (Самадхи). Существует 8 ступеней к достижению (самодисциплина, достойное поведение, правильная поза, правильное дыхание, подавление ощущений, самоконцентрация, медитация, самадхи).

5. Веданта

Веданта означает “окончание Вед”, Адвайта – монизм, согласно которому реальность едина и неделима. Все, что существует, есть Бог. 3 основных текста: Брахма Сутра, Упанишады, Бхагавад-гита. Брахман – это высшая реальность, чистое сознание, невыразимое. Шанкара утверждал, что Брахман и Атман – это одно и тоже и что Брахман является причиной мира, а сам мир – только проявление этой причины.

 

Джайнизм. Эта школа была основана Вардхаманом Махавирой (599-527 до н.э.). В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены. Правила поведения, определенные Джайной, имели целью освободится от колеса жизни (самсары) и включали в себя Три алмаза: Правильная вера, правильное учение, правильное поведение. Существовало также пять заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.