Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Экономические последствия безработицы




I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Нами было проведено исследование последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге нами были получены следующие результаты.

По продолжительности безработицы респонденты распределились на четыре группы: менее 4 месяцев — 45,5 % от общего числа; от 4 до 8 месяцев — 25,3 %; от 8 до 18 месяцев — 15,0 %; более 18 месяцев — 14,2 %. Причины увольнения: по собственному желанию — 65,5 %; высвобождение — 19,7%; выпускники учебных заведений — 11,3 %; уволены за нарушение трудовой дисциплины — 2,9 %; прибывшие из мест лишения свободы — 0,3%; уволены из Вооруженных Сил — 0,3%. Несомненный интерес представляет распределение ответов в отношении оценки затрат на помощь безработным в разрезе периода безработицы. 41,8% респондентов, отметивших это последствие как отрицательное, не имело работы менее 4 месяцев. В то время как представители второй (от 4 до 8), третьей (от 8 до 18) и четвертой (более 18 месяцев) групп отметили отрицательное влияние этого последствия соответственно только в 22,9%, 13,9% и 13,7% случаев.

Тенденция снижения количества положительных выборов в зависимости от увеличения сроков продолжительности безработицы наблюдается при оценке безработными респондентами показателя «увеличение личного свободного времени» от 32,1 % в первой группе (продолжительность безработицы менее 4 месяцев) до 9,2 % в четвертой (более 18 месяцев). По всей видимости, это можно объяснить тем, что категория свободного времени определяется респондентами относительно общей картины распределения времени. Безработица воспринимается первой группой как своеобразный вынужденный отпуск, отдых и ассоциируется с большим количеством свободного времени, в то время как представители четвертой группы воспринимают период вынужденной незанятости как наказание, неудачу, что придает негативный оттенок. Из общего числа респондентов 256 безработных отметили факт увеличения личного свободного времени как положительный. Из них 63,7% составили женщины и только 36,3% мужчины. Это объясняется высокой занятостью женщин в домашнем хозяйстве и их жизненными предпочтениями. Характерно, что эта тенденция наблюдается и при ответе на вопрос об увеличении свободного времени у каждого из респондентов, когда 76,1% отмечают увеличение, а 17,9% — уменьшение величины показателя. Подтверждается также тенденция к снижению соответствующих выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы.

«Возрастание свободы выбора места работы» 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% — в первой группе до 11,8% — в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% — в первой группе до 2,1% — в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% — с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).

Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные — 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины — 48,2% против 22,9% мужчин.

Возможности выбора места работы за последние 5 — 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились — у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).

Определенный интерес представляет распределение ответов на вопрос о том, является ли трудовая деятельность единственным источником дохода. 90,3% респондентов ответили утвердительно. Однако в ходе исследования наметилась тенденция уменьшения таких ответов в зависимости от продолжительности безработицы. Безработные со стажем менее 4 месяцев в 42,9% случаев дали утвердительный ответ. Неработающие от 4 до 8 месяцев — в 22,6%. И только 11,6% длительно безработных считают труд единственным источником дохода. Эту ситуацию можно объяснить тем, что происходит перетекание части безработных, особенно длительное время, в теневой сектор экономики. Развивается социальное иждивенчество и трудовая апатия. Именно на предотвращение этих негативных процессов в социальной сфере надо направить усилия служб занятости.

На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% — высшее и 16,1% — неполное среднее и начальное профессиональное.

Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет — 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности.

А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% — среднее; 33,8% — мужчины и 66,2% — женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% — высшее образование, 62,0% — среднее, 39,0% — мужчины и 61,0% — женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% — средним образованием; 32,7% — мужчины и 67,3% — женщины).

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости — 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% — в последней). Наибольшее число переставших искать работу — 2,1% — это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

Ухудшение своего материального положения отметили 81,3% респондентов. И это на фоне и без того удручающего материального положения большинства семей безработных, когда среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: до 100 рублей — у 18,4% опрошенных, от 100 до 300 — у 42,6% и от 300 до 500 — у 23,9%. То есть более 61% безработных получают доход, не превышающий величину прожиточного минимума, который составил 362 рубля по состоянию на 01.04.98.

Представляется интересным сравнить полученные результаты с результатами подобных исследований, проводившихся в прошлые годы. Например, анкетный социологический опрос представительной группы безработных Санкт-Петербурга, проведенный в 1995 г. М. Гильдингерш и Г. Гендлером, позволил выявить, как граждане оценивают социальные последствия безработицы. «Распределение ответов на вопрос „Видите ли вы какие-либо положительные стороны безработицы?“ сложились следующим образом: значительная часть респондентов (41,3%) ответили отрицательно, остальные усматривают некоторые положительные стороны безработицы: 14,8%». Эти данные свидетельствуют об определенных закономерностях в оценке безработными последствий безработицы. На протяжении последних 4 лет сохраняется негативное отношение к безработице как социально-экономическому явлению, что позволяет говорить о сохранении напряженной ситуации на региональных рынках труда. Таким образом, можно говорить об определенной закономерности полученных результатов. Учитывая обеспокоенность занятого населения потенциальной возможностью потерять работу, а также на основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что в целом в обществе сложилось понимание безработицы и ясное осознание ее социальных последствий.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно — уровня потребления и инвестиций). Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…».

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

Как уже отмечалось, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не моЏжет быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы

Для этого необходимо, прежде всего:

  1. создание развитого рынка жилья
  2. увеличение масштабов жилищного строительства
  3. отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57–58 лет, а женщинам — в 53–54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе. Профессиональная структура занятости женщин характеризуется тем, что имея более высокий по сравнению с мужчинами уровень образования, они реализуют его в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Доказательством такой ситуации является тенденция, когда при повышении оплаты труда на рабочих местах, ранее считавшихся традиционно женскими, происходит немедленное замещение женщин мужчинами. Так, изменение структуры занятости по полу в сторону увеличения удельного веса мужчин стало происходить в банковской сфере одновременно с резким возрастанием заработной платы и повышением социального статуса банковской деятельности.

Серьезной проблемой в переходный период является безработица. В то время, как резкое сокращение реальных доходов сделало заработную плату женщин необходимой для выживания семьи, рабочие места сократились, а конкуренция за них стала более напряженной. В первом квартале 1998 г. численность лиц, зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных, составила 118,2 тыс. человек, из них 66,6 % женщин. Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус. Расширяется круг категорий женщин, в отношении которых повышается вероятность нарушения прав в сфере занятости. К ним относятся: женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие и многодетные матери, женщины, длительное время не имеющие работы, а также женщины, освобожденные из мест лишения свободы или проходящие принудительное лечение по решению суда.

Дискриминация женщин в трудовой сфере проявляется повсеместно, независимо от форм собственности. Различия проявляются лишь в том, что на частных предприятиях и в фирмах, которые отличаются более закрытым характером деятельности, немногочисленным персоналом, контрактной формой занятости с четко оговоренными условиями, ограниченными сведениями об условиях труда, факты нарушения законодательства не получают широкой огласки даже внутри коллектива. Проявляются эти факты в самой разнообразной форме: от невыплаты семейных пособий до вынужденного подписания обязательств в течение определенного времени не выходить замуж, не рожать детей и т. д.

К сожалению, практически ни один случай нарушения прав женщин в трудовой сфере не стал предметом судебного разбирательства. В сознании большей части населения, особенно женщин, слово «суд» до сих пор ассоциируется с местом, где определяется мера наказания за противоправные действия, а не с местом, где защищаются нарушенные права.

В целях обеспечения трудоустройства и социальной защиты от безработицы в республике ежегодно разрабатываются программы занятости населения, включающие ряд мер по улучшению положения женщин на рынке труда. Эти программы предусматривают проведение ярмарок вакансий, направление женщин на обучение новым профессиям, создание дополнительных рабочих мест для женщин, содействие развитию предпринимательства, расширение масштабов профессионально-технической подготовки женских кадров, в том числе для сельской местности и др. Предусмотрены и мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о труде и занятости женщин на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.

Наиболее действенной мерой смягчения социальных последствий безработицы является профессиональное обучение, которое все активнее используется службами занятости в восстановлении профессиональной мобильности и повышении профессиональной конкурентоспособности женщин. В программу занятости на 1997 год включен комплекс мероприятий по профессиональному обучению безработных женщин. Среди них разработка перечня профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда; организация бесплатного обучения основам предпринимательства и помощи в оформлении документов; организация многопрофильного обучения женщин для работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах; проведение социологических исследований среди безработных женщин по изучению вопросов организации их профессионального обучения.

Определенная работа осуществляется и в направлении расширения занятости безработных женщин и развитию их предпринимательства. За 9 месяцев 1997 г. органами Государственной службы занятости содействие в организации предпринимательской деятельности оказано 412 женщинам. Меры по поддержке предпринимательства женщин были включены и в «Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год». В результате их выполнения в сфере торговли и услуг было создано около 1300 новых рабочих мест для женщин. Через средства массовой информации осуществляется пропагандистская поддержка женского предпринимательства.

Очень сложной остается ситуация с занятостью женщин в неблагоприятных условиях труда. Удельный вес рабочих мест с вредными условиями труда и тяжелыми работами, на которых заняты женщины, составляет 31,5 % от общего числа таких мест, предусмотренных Списками № 1 и № 2. В условиях тяжелого экономического положения многих предприятий имеющиеся средства направляются прежде всего на выплату заработной платы, а не на модернизацию производства и улучшение условий труда. Проблема осложняется и расширением масштабов занятости на предприятиях и в учреждениях негосударственных форм собственности, на которых вопросы соблюдения стандартов безопасности условий труда, а также контроля за их соблюдением стоят еще острее. Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что в течение ряда лет не собиралась статистическая информация, характеризующая занятость женщин в неблагоприятных условиях труда.

В то же время следует отметить некоторые положительные сдвиги в решении этой проблемы. Так, в последнее время Комитет по инспекции труда активизировал работу по контролю за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда работающих женщин. Комплексные проверки были проведены на предприятиях и в организациях Министерства торговли (одной из наиболее феминизированных отраслей экономики) и Министерства промышленности. Государственная экспертиза условий труда при осуществлении контроля за правильностью установления льготного пенсионного обеспечения особое внимание уделяет предприятиям и организациям с преимущественным применением труда женщин. Министерством статистики и анализа возобновлен сбор информации об условиях труда женщин, предоставляемых льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда. Собирается также информация о временной нетрудоспособности и травматизме женщин на производстве.

Реформирование общества, помимо прочего, повлияло и на участие женщин в осуществлении властных полномочий и принятии решений на всех уровнях. Именно в этой сфере в настоящее время в наибольшей степени проявляется противоречие между растущим вкладом женщин в прогресс общества и сохраняющимся их неравенством. Можно констатировать, что женщины республики не являются полноправными участниками процесса принятия решений, имеющих ключевое значение для жизни общества и будущих поколений. Прогресс, достигнутый в расширении представительства женщин во властных структурах можно охарактеризовать простой формулой: возросший потенциал и ограниченные возможности его реализации. Возросший потенциал характеризуется высоким уровнем образования, высокой профессиональной и общественной активностью. Вторая часть формулы убедительно подтверждается цифровыми данными. Особенно наглядно ситуация отстраненности женщин от принятия решений проявляется в сфере законодательной власти и в деятельности политических партий.

Участие женщин в работе законодательного органа страны характеризуется следующими данными. В Палате представителей на сегодняшний день осталось лишь 5 женщин-депутатов (или 4,5 %). В Совет Республики избрано от областей и назначено Президентом 18 женщин (или 31 % от общего количества), причем одна из них стала заместителем Председателя Совета.

Удельный вес женщин в общей численности членов различных политических партий составляет от 20 % до 50 %. Однако представительство женщин в руководящих партийных органах не адекватно их численному составу и колеблется от 2 % до 15 %. Наибольший разрыв между численностью женщин в партии и представительством в руководящем органе отмечен в Белорусском Народном Фронте (соответственно — 50 % и 2 %), наименьший — (15 % и 12 %) в Объединенной гражданской партии. Это подтверждает мнение о незначительном влиянии женщин на принятие решений в деятельности политических партий. Анализ показал, что ни в одной из партий (кроме женской партии «Надзеi») нет специальной программы продвижения женщин во властные структуры и нет зафиксированных квот представительства женщин в руководящих партийных органах. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления. В настоящее время в его состав входят Премьер-министр, пять его заместителей, 27 министров и 16 председателей государственных комитетов, а также Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля и Председатель правления Национального банка. К сожалению, Правительство республики, за исключением одной женщины — Министра социальной защиты — состоит исключительно из мужчин. Не намного лучше обстоят дела и в аппарате Совета Министров, в котором женщины составляют 29,4 %, причем только одна из них занимает должность заместителя начальника управления.

Несколько иная ситуация складывается в министерствах. Практически во всех министерствах за прошедшие 5 лет занятость женщин абсолютно и относительно возросла. И на сегодняшний день в 17 из 27 министерств удельный вес женщин превышает 50 %. В остальных, за исключением силовых (Министерства внутренних дел и Министерства обороны) доля женщин находится в диапазоне от 30 до 50 %. Наиболее феминизированными, по мере уменьшения удельного веса, являются следующие министерства: статистики и анализа (удельный вес женщин среди сотрудников — 90 %), юстиции (73,1 %), торговли (71,3 %), финансов (68,9 %), социальной защиты (60 %), топлива и энергетики (60 %).

В настоящее время должности заместителя министра занимают 10 женщин в следующих министерствах: архитектуры и строительства, здравоохранения, иностранных дел, промышленности, связи и информатики, социальной защиты, статистики и анализа, топлива и энергетики, труда, юстиции. Это перечисление свидетельствует о том, что на данном должностном уровне женщины представлены не только в традиционных министерствах социального блока. Все чаще женщины занимают должности главных специалистов, начальников отделов и управлений.

Областью, в которой женщины республики в наименьшей степени смогли реализовать свой потенциал, является дипломатическая деятельность. Среди работников загранучреждений Министерства иностранных дел женщины составляют чуть более 19,0 %. Судебная власть в республике осуществляется через систему судов, в которых женщины достаточно широко представлены. Так, по состоянию на 01.12.96 г. в Беларуси насчитывалось 278 женщин-судей (46,2 %). Еще более феминизированной является адвокатская и нотариальная деятельность: женщин-адвокатов в республике 790 человек (60,8 %), при этом 710 — являются членами коллегии адвокатов.

Занятие женщинами высших должностей — лишь верхушка айсберга. Его подводная часть — вовлеченность женщин в политическую и общественную жизнь в различных ее формах и проявлениях, их политическое поведение, темпы искоренения стереотипов. Включенность в политическую жизнь — категория подвижная, зависящая от подъемов и спадов в экономике и политике, от действий властных институтов.

Поскольку уровень участия женщин в государственном управлении представляет собой важный критерий степени достижения реального равенства полов, на правительственном уровне предпринимаются некоторые шаги в этом направлении. Так, для контроля и оценки прогресса в деле расширения участия женщин в принятии решений в Национальном плане действий по улучшению положения женщин до 2000 года предусмотрен регулярный сбор и анализ информации по этой проблеме. Этим же планом предусматривается и формирование резерва кадров на выдвижение, более сбалансированного по признаку пола. Принципом расширения участия женщин в управлении руководствовались и при выдвижении женщин в Совет Республики Национального Собрания.

 

37.Экономические циклы,фазы цикла.

Условием устойчивости и стабильности экономического развития страны является экономическое равновесие, т.е. сбалансированность между производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, т.е. повторяемость, в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и депрессии, а затем снова наблюдается подъем и бум. Цикличность также можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому, от одною экономическою цикла (делового цикла) к другому.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономическою развития (роста): длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938); нормальные, или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет («циклы Жугляра»), названные именем французскою экономиста К. Жугляра (1819-1908) за его изучение промышленных колебаний во Франции, Великобритании и США: малые циклы, или «циклы Китчина» (по имени открывшего их американского экономиста — Дж. Китчина (1861 — 1932), продолжительностью 3-4 года и охватывающие тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.