Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения философии иррационализма




Общая характеристика философской постклассики.

Общая характеристика основных стратегий.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до первой половины - середины XIX в.) и постклассика(развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящий момент). Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и включает в себя как неоклассические, так и неклассические философские направления. Неоклассическая философия придерживается рационалистических традиций классики, продолжает в новых условиях развертывание известных классических учений (например, неотомизм, неопротестантизм) и в этом смысле является прямой наследницей классической философии. Для неклассической философии характерно стремление отойти от основной установки классической философии на рационализм, предложить новые основания для философии и философствования.

Развитие постклассической философии проявляется в трех основных стратегиях: социально-критической, феноменологической и аналитической.

Как классическая, так и постклассическая философия постоянно эксплицируют и переосмысливают наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественно-историческая жизнь людей. В то же время две эпохи в развитии европейской философии существенным образом различаются: отношением к предшествующей философской традиции, характером философского знания и его критериев, взаимоотношением с другими типами знания, особенно научного, характером проблемного поля. Классическая философия развивается на основе традиций рационализма; придерживается понимания истины как достоверного знания; демонстрирует противостояние материализма и идеализма. Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму; интенсифицирует интерес к «человеку-в-мире»; обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности; характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля и плюралистичностью. Такое состояние философии детерминировано социальной базой и социальной ангажированностью философии XIX – XX вв. Общая тенденция культуры к специализации деятельности обусловила партикулярность и дисциплинарность философского знания.

 

2. Специфические особенности социально-критической стратегии.

 

Переход постклассической философии от мира к социуму обусловил социальный характер развития критической традиции. Социально-критическая стратегия рассматривает жизненный опыт людей в конкретном социальном контексте. Ее интересуют те аспекты общественных отношений, которые связаны с насилием и притеснением. Основанием для дискриминации в современном обществе могут быть классовые различия, расово-этническая принадлежность, а также различия пола и даже возраста. Три последних фактора обусловливают такие формы дискриминации, как расизм, сексизм и эйджизм. При этом утверждается, что знание является той силой, с помощью которой можно снизить (или увеличить) притеснение. Большое значение в этих теориях отводится практическому аспекту, что проявляется в тесной связи философских теорий с политическими и общественными движениями современности.

Предметом рассмотрения в социально-критических теориях становятся конфликтные ситуации, вызванные противоречиями между различными социальными группами. При этом акцент смещен в сторону тех социальных групп, интересы которых оппозиционны доминирующим в обществе социальным структурам. Среди целей данной стратегии - стремление к демистификации наличных идеологических ориентиров, к изучению социальных противоречий и поиску способов борьбы за освобождение, что может сопровождаться сменой социального порядка. Социально-критическая стратегия философии наиболее полно и рельефно реализовалась в двух основных направлениях: марксистском и феминистском.

Марксизм утверждает, что характер общественного производства определяет природу социальной системы. В марксистской теории формулируется экономоцентрированный подход, связанный с поиском и вычленением базисных экономических суперструктур и соответствующих им идеологических отношений. Труд рассматривается как доминантная сфера деятельности общества. Также и угнетение как социальный институт вытекает в первую очередь из экономической системы, изменение которой предполагается путем социальной революции. Такое освобождение означает естественный прогресс истории, в ходе которого социальные противоречия разрешаются в более высоком социальном порядке.

Развитие марксизма в современных условиях связано с «критическим марксизмом», разрабатываемым в западной философии начиная с 50-ых годов ХХ в. В своей эволюции он проходит две основные стадии: аутентичный марксизм с призывом сохранить основное наследие классиков марксизма и ревизионистский марксизм, требующий трансформации ключевых идей. Аутентичный марксизм или неомарксизм стремится проинтерпретировать классическое марксистское учение соответственно новым историческим условиям (Л. Альтюссер, А. Грамши, Франкфуртская школа – М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Радикальный ревизионистский марксизм лег в основу так называемого постмарксизма, стремящегося преодолеть исторические ограниченности марксизма, в том числе внесенные сталинизмом. Наибольшее распространение указанная ветвь марксизма получила в 50 – 70–ые годы ХХ в. в странах Восточной Европы. Постмарксизм отказывается от прогрессистской диалектики Г. Гегеля – К. Маркса и настаивает на негативной диалектике, акцент в которой смещается в сторону деградации и распада. Теоретики постмарксизма отвергают строгую дихотомию общественных систем и допускают конвергенцию капитализма и социализма на основе демократии. Постмарксизм дал анализ новой исторической эпохи, наступившей с 1945 года в связи с обретением человечеством способности к случайному самоуничтожению.

Феминистская критика разрабатывается в русле гендерных исследований социально-культурной реальности на основе акцентации половых различий субъектов культуры. Центральным понятием критики становится понятие «гендер» как социопол или социальная конструкция пола, в которой отображаются нормы, убеждения, стереотипы, ценности, лежащие в основании социального поведения представителей различных полов. Феминистская критика в философии представлена различными направлениями: либеральным, марксистским, радикальным, социалистическим и психоаналитическим (В. Вульф, Б. Фридэн, Дж. Митчелл, С. Файерстоун, С. де Бовуар, Н. Чодоров, Э. Бадентэр).

 

3. Феноменологическая стратегия философствования

Немецкий философ ХХ века Э. Гуссерль заложил основы масштабного проекта феноменологической философии, оказавшего большое влияние на современную философию и другие области социально-гуманитарного знания. Создавая проект новой «науки о духе» в рамках феноменологической традиции, Э. Гуссерль ввел понятие «жизненного мира» как суммы «непосредственных очевидностей». Жизненный мир культурно-историчен, субъективен, лежит в основании всех научных идеализаций. С введением этого понятия Э. Гуссерль связывал идею освобождения философии и науки от объективизма.

Основным предметом философской рефлексии в феноменологической традиции становится человек – в – мире. Философская рефлексия опосредует достижение радикальной самоответственной позиции, аутентичное личностное бытие человека.

Одним из наиболее ярких проявлений этой установки в философии ХХ века стала экзистенциальная философия. Философия экзистенциализма возникает накануне первой мировой войны в России. В этот период она представлена прежде всего трудами Л. Шестова и Н. Бердяева. После первой мировой войны экзистенциальную философию в Германии развивают М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер. В период и после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма получают свое воплощение и развитие в произведениях Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю, С. де Бовуар и др. После второй мировой войны философия экзистенциализма получает широкое распространение по всему миру.

Термин «экзистенциализм» происходит от позднелатинского existentia - существование - и потому в русскоязычной транскрипции может быть проинтерпретирован как «философия существования». Центральной философской проблемой экзистенциализма является индивидуальное бытие человека: смысл жизни, свобода и ответственность, жизненный путь и человеческая судьба. Центральным понятием выступает понятие «экзистенция», призванное раскрыть сущность индивидуального бытия человека. Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого существования: свобода, страх, любовь, коммуникация. Центральным модусом считается свобода. Понимание ее в разных версиях экзистенциализма различается. По Г. Марселю и К. Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. По Ж.-П. Сартру, быть свободным означает быть самим собой, быть «обреченным на свободу». Однако в целом для философии экзистенциализма характерно понимание свободы как возможности выбора.

Согласно экзистенциализму, экзистенция непостижима средствами рационалистической философии и наукой. Приблизиться к ее пониманию можно лишь в период своеобразных жизненных ситуаций, названных «пограничными». Именно «пограничные ситуации» - моменты глубочайших потрясений - способствуют прозрению человеком экзистенции как корня своего существа.

 

4. Основные характеристики аналитической стратегии.

Постклассическая философия среди феноменов человеческого бытия особым образом выделяет язык. Центральной проблемой он становится для аналитической философии ХХ века. Философия в ней понимается как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а, следовательно, и мира. Центральными проблемами аналитической философии к концу XX века становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации.

Будучи рационалистическим течением в постклассической философии, аналитическая традиция отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям. В рамках аналитической стратегии XX века задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации, причин понимания или непонимания его смыслового содержания.

В развитии аналитической философии можно выделить два основных этапа. Для первого, логико-аналитического этапа характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фрегге, Б. Рассел, А. Тарский). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после философского «прагматического поворота», происходит расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).

Позитивистская ветвь аналитической философии проходит несколько этапов в своем развитии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (члены Венского кружка, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, К. Поппер).

Своеобразие философской доктрины неопозитивизма нельзя представить без принципов верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации декларирует необходимость сравнения синтетических предложений в науке с «протокольными предложениями», фиксирующими данные непосредственного опыта. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности. Принцип физикализма утверждает, что предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, играющей роль базиса всех экспериментальных наук. При этом утверждается демаркация философского и научного знания с отказом философии в самостоятельности.

Постпозитивизм также развивается в рамках рационализма. Своей основной задачей он считает анализ развития знания. Рассмотрение динамики научного знания в постпозитивизме осуществляется с учетом широкого культурного контекста, включающего в себя и философию. Так, К. Поппер создал оригинальную концепцию роста научного знания, получившую название «критический рационализм». Анализируя центральную для постпозитивизма проблему роста знания, И. Лакатос выдвинул «концепцию научно-исследовательских программ». С именем Т. Куна связана «концепция революций в науке». П. Фейерабенд, называвший себя «эпистемологическим анархистом», проанализировал критерии научной рациональности и механизмы развития научного знания. Постпозитивисты предложили новые модели науки как знания, деятельности и социального института, что оказало заметное влияние на философию XX века.

Начиная с середины 19 века в европейской философии господствующее положение занимает, рационалистическое направление. Установки рационализма продолжают оказывать свое влияние на развитие философского процесса и в 20 веке. Ярким примером такого влияния являются различные школы «философии науки». Однако в середине 19 века в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг - на передний план выступают иррационалистические концепции.

Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии 19 века явились иррационализм и «философия жизни» и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм (бессознательное) отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму систему развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Было бы существенным упрощением историко-филосовского процесса связывать появление иррационализма в западноевропейской философии только со второй половиной 19 - серединой 20 вв. Так же как и рационализм, иррационализм, как философское направление, начинает формироваться еще в античную эпоху. Предпосылки иррационализма можно зафиксировать в некоторых важных сторонах учения орфикопифагоризма, платонизма и неоплатонизма, позднего стоицизма.

Однако тот факт, что иррационализм приходит на смену рационализму и занимает господствующее положение в западноевропейской философии в конкретный исторический период, несомненно свидетельствует о том, что для этого имелись определенные идейные и социальные причины. Можно с полной уверенностью сказать, что утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. К середине 19 века люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. Из-за этого утратила свою притягательную силу идея приоритета социально-исторической активности человека. В философии, литературе, искусстве этого времени утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то что, все объективные движения мирового процесса гарантируют осуществление собственно человеческих целей, что познание его закономерности может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Неверие в конструктивно-созедательные силы человека,

Исторический и социальный пессимизм, скептизм - таковы основные черты умонастроения второй половины 19-20 вв., которые легли в основы иррационализма как философского направления современной западноевропейской философии.

В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая дается интерпретация этому началу, в философской литературе возникают различные системы и школы иррационализма: «философия воли» Ф.Ницше, В. Дильтея, А.Берксона и др. Экзистенциализм М.Хайдегера, Ж.-П.Сартра и др..

В философской теории иррационализм выступает, прежде всего, против установки рационализма, что окружающий мир является, в принципе, родственным человеку что природа и различные сферы общественной жизни рациональны в своей основе и, следовательно, доступны мыслящие субстанции, и познание может дать целеуказания и ориентиры для человеческой деятельности. Неустойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания. Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира. С точки зрения его представителей основание бытия неразумно.

С отрицанием законообразности и причиной обусловленности в иррационалистических учениях тесно связано отрицание как познавательной, так и деятельно-преобразовательной активности субъекта. Представители иррационализма решают проблему субъекта безотносительно тому процесс, в котором человек познает и преобразовывает мир и в котором силы м возможности природы становятся силами и возможностями самого человека. Поэтому основную задачу философии они видят не в познании законов объективности мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, утверждения ее внутренней духовно нравственной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.