Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема отчуждения




Материалистической понимание истории К. Маркса и

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь.4) Подневольный труд порождает отчужденность между людьми.

 

Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации. Все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1.первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения:производственно-экономические и производственно-технологические. Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом(отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются изначительно медленнее, чем политика. Все это называетсяобщественно-экономической формацией (ее структура).

Три закона развития общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3) Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.

 

Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса- исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие:

- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).

- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение противоречий;

- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ, гос). Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности.

Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к другой.

Отчуждение - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого- фетишизация предметного мира. Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней - общественное разделение труда. О тчуждение по своему первоначальному происхождению носит цивилизационный характер. Другое дело, что формационный облик общества каждый раз вносит в феномен отчуждения существенные коррективы. Второе из этих значений было использовано Л. Фейербахом для объяснения происхождения религии. Человек отчуждает свою собственную сущность и противопоставляет ее себе в качестве совершенного во всех отношениях бога.

Отчуждение сопряжено с освоением — тенденцией самобытия присоединять к себе, адаптировать и поглощать моменты «инобытия» (другого, чужого).

В случае с человеческим существованием освоение в значительной степени обусловлено искушениями, вожделениями, желаниями чужого, что непременно чревато страданиями и потерями. (Напомню одно из откровений Гаутамы: жизнь — это страдание, причина страданий — желания.) Отчуждение есть проявление закона «Действие равно противодействию»: чем больше освоения, тем сильнее отчуждение (вспомним библейскую истину: «Многие знание — многие печали»). Освоение, следовательно, амбивалентно, вбирает в себя как приобретения, так и потери. Осваивают чужое, отчуждают свое. Человеческая свобода образуется процессами потери своего («свобода от») и присвоения чужого («свобода для»). Для освоения иного необходимо отчуждение хотя бы части своего.

Свобода, очевидно, является гармоничной мерой отчуждения своего и освоения чужого. Напротив, чрезмерное освоение и радикальное отчуждение грозят человеку утратой его самостояния. Поэтому логично подразделить отчуждение и освоение по основанию «свобода — рабство» на два противоположных вида: а) свободное отчуждение и свободное освоение; б) рабское отчуждение и рабское освоение.

 

7.2. Раннеантичный этап становления античности (взгляды на науку ионийских философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.)

Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.